Геннадий Онищенко

Инициативы главного санитарного врача России обычно воспринимаются так, будто под ними есть политический подтекст. Может, так и было – когда, например, разразился молочный скандал: российские потребители белорусского творога и кефира, не переставшие их покупать несмотря ни на что, точно не согласились с Геннадием Онищенко в оценке их качества. Но вот его последние выступления – по поводу детских выездов на Британские острова и по поводу качества рыбы, – получившие большую прессу на прошлой неделе, выглядят совершенно не политизированными.

Начать со свиного гриппа. Может, конечно, Онищенко опоздал с запретом, потому что к четвергу британские власти уже рапортовали о снижении заболеваемости, но за неделю до того свиной грипп подхватило целых 110 000 британцев – без всякого преувеличения эпидемия, и плох тот санитарный врач, кто не запретит подопечным ехать в эпидемический очаг.

Конечно, опасность свиного гриппа преувеличена, показатели смертности от него все ближе к показателям смертности от обычного гриппа, – но нет же необходимости ввозить в Россию новый вирус в значительных количествах, не правда ли? И запрет предлагалось ввести не постоянный, а на время, пока эпидемия не пойдет на спад. Когда велят не водить детей в садик, чтобы не разносить ветрянку, никто, кажется, не возражает?

Что касается рыбы, то тут прямо-таки спасибо надо сказать Онищенко и руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему. Если правда, что под видом диетического минтая из экологически спокойных северных вод продается пангасиус, который водится в дельте реки Меконг, то они провели среди потребителей рыбы нужную разъяснительную работу. У пангасиуса еще есть название «канальный сом», он, как всякий сом, всеяден, живет и питается у дна. Хороши ли для нас придонные продукты крупнейшей реки Юго-Восточной Азии, протекающей через Китай, Лаос, Камбоджу и Вьетнам, – вопрос.

Санитарные врачи часто вызывают раздражение – работа такая. И чтобы люди слушались их рекомендаций и запретов, санврачам нужно очень подробно и обстоятельно изъяснять свои мотивы. Иначе велика вероятность быть обвиненным в исполнении чьей-то отнюдь не санитарной воли.