От редакции: Вместо обсуждения

Мэрия столицы намерена запретить москвичам устанавливать без разрешения городских властей кондиционеры и телеантенны и стеклить балконы. Об этом сообщил вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Соответствующие поправки будут внесены в Градостроительный кодекс столицы, чтобы несанкционированные изменения не портили фасады домов. Впрочем, такие стеснения – мелочь по сравнению с тем, что ждет москвичей в перспективе 10–15 лет. Согласно российскому Градостроительному кодексу до 31 декабря 2009 г. Мосгордума должна одобрить закон о Генеральном плане развития Москвы до 2025 г. Иначе городские власти лишатся права санкционировать строительство.

В мэрии стремятся ускорить обсуждение генплана. Чиновники отвели на ознакомление жителей с его проектом всего две недели. Причем период ознакомления и общественных слушаний в управах пришелся на конец июля – начало августа, когда сотни тысяч москвичей отправляются в отпуска или живут за городом. Оставшимся в столице также непросто узнать о будущем города. Общегородских или хотя бы окружных слушаний не проводится – они спущены на уровень управ муниципальных районов. На выставки, где можно ознакомиться с генпланом, не так легко пройти – в здания управ пускают по паспортам. Простым москвичам трудно разобраться с материалами из-за мелкого масштаба и обилия специальной терминологии. Кроме того, чиновники стараются выдавать жителям только материалы собственного района и неохотно предоставляют общегородские. Желающим приходится проявлять настойчивость.

Эксперты считают, что представленный проект имеет немало недостатков. Его транспортные решения не согласованы с планами развития Подмосковья, что может ускорить коллапс городского движения, некоторые места для хордовых магистралей, соединяющих окраины, минуя центр, отданы под жилую застройку. Наконец, новое строительство в рамках генплана грозит уничтожением уникальной городской среды в Замоскворечье. Обсуждение генплана с участием экспертов и москвичей необходимо продлить, иначе мы можем оказаться в столице, непригодной для жизни.