От редакции: Почтальон Печкин

Вчера Дмитрий Медведев своим указом назначил Михаила Зурабова послом России на Украине. В нынешней ситуации совершенно невозможно однозначно оценить это простое действие. Сообщение о подписании указа появилось через два часа после того, как Виктор Ющенко обнародовал свое ответное послание российскому президенту.

Посчитать назначение Зурабова сигналом мира мешает техническая ошибка. Медведев три дня назад наказал Украину за «антироссийский курс» тем, что решил «не направлять нашего нового посла». Украинский МИД в ответ заявил, что невозможно направлять или не направлять посла, который не назначен, так что стало вовсе непонятно, в чем состоит наказание. Вполне возможно, что вчера Медведев лишь исправил эту ошибку и теперь Зурабов наконец официально стал тем послом, которого мы не направляем в знак протеста. Можно поздравить его с назначением и всех нас с гроссмейстерской внешней политикой. «Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам ее не отдам... Я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу», – говорил почтальон Игорь Иванович Печкин в книге Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

Сам ответ Ющенко (см. статью на стр. А2), вполне ожидаемый, закрепил обмен открытыми письмами в качестве главного формата взаимоотношений между руководством двух стран. Что теперь делать Медведеву – писать ответ Ющенко? Третье открытое письмо окончательно превратит всю историю в цирк. Переписка между президентами – дело хорошее, ее можно будет потом издать в виде книги с красивыми иллюстрациями. Но для решения конкретных проблем полезнее было бы начать технический диалог на среднем (а не высшем) уровне. Для этого послы как раз и существуют. Но российский посол у нас работает в Москве. Строго говоря, украинцы теперь по правилу симметрии вынуждены будут отозвать и своего посла.

С другой стороны, может, теперь, когда оба лидера выговорились, напряжение спадет и дипломаты начнут спокойно работать? Это был бы лучший выход, поскольку мы находимся в шаге от того момента, когда абсурд происходящего будет очевиден всем. Открытое письмо с обидами, угроза не отправлять посла, потом назначение посла – все это признаки какого-то нервозного поведения. У России вроде бы нет причин нервничать. Или мы чего-то не знаем? В любом случае лучше тихо спустить всю историю на тормозах и поскорее забыть о ней.