От редакции: Немного о брехне

Высказывания Дмитрия Медведева по важнейшим вопросам жизни страны в последнее время характеризуются некоторой противоречивостью, или, лучше сказать, амбивалентностью. Вчера его расстроили «апокалиптические комментарии» по поводу аварии на Саяно-Шушенской ГЭС: «Смысл их сводится к одному: всё, приплыли – это начало технологического конца России, Чернобыль XXI века <...> руки начали потирать те, кому не нравится Россия в действующих границах и ее роль на международной арене <...> всё это брехня. Правда здесь только в одном: наша страна очень сильно технологически отстала».

Россия отстала, но это не конец – вот лейтмотив последних заявлений. Президент констатирует тупиковость нынешней структуры экономики – ее надо менять, «иначе у нашей экономики нет будущего»; высокий уровень алкоголизации населения – нужно бороться с пьянством всеми способами; тяжелую ситуацию с ДТП – нужны «жесткие, радикальные решения»; ухудшение криминальной ситуации на Северном Кавказе – надо менять кадровую и судебную практику.

Беда в том, что подобные выступления (и не только президента, но и премьера) носят циклический характер. Об авариях на дорогах так же жестко говорил тогда еще президент Путин два года назад. Медведев раз в год сокрушается по поводу провала программы «Электронное правительство». Месяц назад Путин заявил о необходимости сократить число бюджетных учреждений – это вечная тема: ФГУПы, например, первоначально планировалось упразднить к 2002 г. И тема модернизации инфраструктуры вечная: семь лет назад коллапса ждали в 2003 г. Коллапса не случилось, модернизации тоже.

Каждый раз президент или премьер требует от подчиненных принятия срочных мер. Подчиненные готовы к тому, что с известной периодичностью начальство устраивает нагоняй и требует мер: в этом и состоит пресловутое ручное управление. Потеряв часть капитализации в момент нагоняя, затем подчиненные снова усиленно капитализируют свои полномочия по принятию или непринятию мер. Таков экономический цикл системы ручного управления.