От редакции: Серый портфель

Федеральная резервная система (ФРС) США должна опубликовать результаты получения чрезвычайной финансовой помощи банками и финансовыми компаниями. Суд округа Манхэттен в Нью-Йорке, рассмотрев иск компании Bloomberg LP (подразделения агентства Bloomberg), решил, что соответствующие документы ФРС подпадают под действие закона о раскрытии информации. И хотя решение окружного суда может быть отменено вышестоящей инстанцией, оно заставляет задуматься, что и как могут узнать об условиях предоставления госпомощи российские граждане и СМИ.

Сейчас любопытные россияне вынуждены складывать мозаику из разных источников, причем многие фрагменты этой мозаики отсутствуют. В частности, данные Центробанка дают динамику его вливаний в отечественный банковский сектор. 1 августа 2008 г. российские банки имели кредиты и депозиты ЦБ на 65 млрд руб., 1 ноября – уже 1,2 трлн руб., к 1 января 2009 г. они выросли до 3,4 трлн руб., а к 1 июля сократились до 2 трлн руб. Сколько отдельные банки должны ЦБ, можно узнать в отчетности большинства кредитных учреждений. Однако условия кредитов и то, как коммерческие банки распорядились госпомощью, установить вряд ли удастся. Этой информации в открытом доступе нет, а на письменный запрос можно получить отказ. ЦБ и его контрагенты по закону не обязаны ее раскрывать и могут сослаться на необходимость соблюдения банковской тайны.

Центробанк – не самый скрытный субъект госпомощи. Внешэкономбанк на прошлой неделе впервые раскрыл промежуточную отчетность по МСФО (это добровольный шаг, как госкорпорация, ВЭБ этого делать не обязан), в которой назвал доли акций российских компаний, которые он скупил в конце 2008 г., общий рост своего капитала за счет вливаний государства (с 1 июля 2008 г. по 1 июля 2009 г. со 180 млрд до 362,5 млрд руб.), рост кредитного портфеля (в три раза за то же время до 685 млрд руб.). Но кто и на каких условиях получил кредиты – из отчета мы не узнаем.