От редакции: Потому что кормит

«Газпром» и «АвтоВАЗ» больше чем коммерческие предприятия – это символы российской экономики. В последние годы обывателем они оцениваются с разным знаком. «Газпром» и его «дочки» – самое желанное место работы для россиян, становой хребет и энергетическое оружие государства, компания, не знающая проблем с деньгами. «АвтоВАЗ» – флагман советской экономики, ныне состарившийся и неспособный создать машину с хорошими потребительскими качествами, но очень значимое предприятие; по мнению одних, его надо поддерживать, по мнению других – закрыть или продать.

Даже несмотря на кризис, у обывателя вызывают удивление просьбы «Газпрома» о государственной поддержке. Очередная состоит в том, чтобы концерну были отданы без конкурса четыре месторождения в Якутии. Кроме того, концерну нужны налоговые каникулы на период окупаемости проектов и снижение либо отмена экспортной пошлины на добываемый там газ. Минфину никак не удается повысить ставку НДПИ на газ, которая гораздо ниже, чем у нефтяников.

К просьбам «АвтоВАЗа» все привыкли. Отставку президента компании Бориса Алешина и обнародование «Ростехнологиями» планов объединения пакетов «АвтоВАЗа» и «Камаза» в новом холдинге обыватель воспринимает как признание очередной управленческой неудачи и переформатирование активов в попытке привлечь дополнительные деньги (то, что «АвтоВАЗ» рассчитывает на дополнительную господдержку, «Ведомостям» подтвердил один из топ-менеджеров «Ростехнологий»).

На самом деле «Газпром» имеет те же основания просить у государства помощи, что и «АвтоВАЗ». Мотив такой: государство должно кормить нас, потому что мы кормим людей. В случае «АвтоВАЗа» это тысячи работников завода и смежных предприятий, а также членов их семей. В случае «Газпрома» это внутренние потребители газа (физические и юридические лица), которых «Газпром» субсидирует за счет низкого тарифа. Аналитики «Тройки диалог» подсчитали, что в 2009 г. газовая промышленность субсидирует остальную экономику на $102 млрд. На долю «Газпрома» придется около $70 млрд субсидий. Перекрестное субсидирование как пережиток советской системы дает «Газпрому» неэкономические мотивы получать экономические привилегии.