Россия — страна с псевдорыночной экономикой

Иногда кажется, что Дмитрий Медведев пытается победить в конкурсе на самое неудачное собственное высказывание. Из его выступления в Бурятии после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС: «...появилась масса апокалиптических комментариев <...> смысл которых сводится к тому, что всё, приплыли, это начало технологического конца России, Чернобыль XXI века. Руки начали потирать те, кому не нравится Россия в действующих границах и не нравится ее роль на мировой арене. Мы с вами понимаем, что, несмотря на всю тяжесть происшедшего, несмотря на то, что погибли наши граждане, все это брехня. Правда здесь только в одном: наша страна очень сильно технологически отстала. Дело не в конкретной драматической катастрофе, а в том, что мы реально очень сильно отстаем».

Я отношусь к тем, кто не понимает, какая связь между трагедией на станции и ролью России на мировой арене? Что именно, по мнению президента, является брехней? Одно дело, когда Путин призывал мочить террористов в сортире, другое – когда президент – профессиональный юрист заканчивает начавшуюся было дискуссию словом «брехня» в адрес оппонентов.

Странно и продолжение: «Но у нас есть все шансы с этой технологической отсталостью справиться. Напомню, что в России начала XX в. значительная часть населения была просто неграмотной... У нас не было электричества, не было собственной производственной базы... Поэтому нужно просто работать засучив рукава – и государству, и государственному бизнесу, и частному бизнесу. Совместно. Не кичиться, у кого больше активов, кто больше для родины совершил, – кризис всех уравнял».

Почти все страны решили за прошедшее столетие проблему неграмотности – ничего выдающегося в этом нет. Утверждения об отсутствии в России в начале прошлого века электричества и своей производственной базы могут вообще подпасть под указ о фальсификации истории. Нельзя, однако, не согласиться с Дмитрием Медведевым в том, что Россия очень сильно технологически отстала. Но я хотел бы услышать от него почему? Почему Россия очень сильно отстала в своем технологическом развитии? Не зная диагноза, нельзя лечить болезнь.

Россия не просто не может создать свою собственную промышленную и технологическую базу, но даже не в состоянии решить более простую задачу – поддерживать базу, которая ей досталась в наследство от СССР и которая до сих пор является основой ее промышленности. Почему Россия отстает даже от своего прошлого?

Оправдывать все распадом страны несерьезно. Россия не начинала с нуля. Нам успешно внушили, что вместо командной в стране теперь экономика сверхрыночная. Вместо партийных руководителей во главе ее вроде бы стоят профессиональные менеджеры, рожденные с лэптопами и айфонами в руках, а неэффективный собственник – государство – вытеснен частными. Но кризис развеял эти мифы, обнажив уровни некомпетентности и коррумпированности конкретных людей и компаний.

Нельзя сказать, что России не хватало средств на модернизацию: еще недавно на нее обрушивался водопад легких нефтяных денег, достаточный, чтобы хотя бы привести в порядок то, что было создано десятилетия назад. В стране есть высокообразованное население, передовая наука и техника, умнейшие ученые, инженеры и изобретатели. Сеть сильных университетов и исследовательских институтов, одна из лучших в мире систем образования. Российские мозги и ее оружие во всем мире ценятся очень высоко. Конечно, отказ от вступления в ВТО ограничивает получение ряда передовых технологий, но это было решение самой России.

Так почему Россия является отсталой в технологическом отношении страной, даже не способной поддерживать в работоспособном состоянии устаревающую базу, доставшуюся ей от СССР? Что является основой ее промышленности? Госзаказ и госкорпорации? Россия – страна с псевдорыночной экономикой, в которой нет здоровой конкуренции, главенства закона, экономических стимулов, массового малого бизнеса, т. е. того, что является основой развития. Например, в США до 70% технических новинок создается именно в малом бизнесе, которому созданы для этого налоговые условия. Похоже, что российские власти просто не заинтересованы в технологическом развитии страны. Заменив конкуренцию в стране доступом к госзаказу и близостью к Кремлю, они экономически полностью дисквалифицировали Россию на мировой арене, снова превращая ее в «Верхнюю Вольту с ядерными ракетами».

Кризис отнюдь не уравнял всех. Напротив, он показал «кто есть кто» в России. Поэтому призыв объединиться независимо от размера активов и «просто работать засучив рукава» звучит несколько фальшиво и непродуктивно. Как писал классик, прежде, чем объединиться, и для того, чтобы объединиться, надо сначала решительно и определенно размежеваться.