Медведев бросил осторожный вызов Путину

«Если у меня будет все получаться, если мне будет доверять российский народ, почему бы не выставить [кандидатуру]?»

Дмитрий Медведев, президент России

Уже третий раз за две недели Дмитрий Медведев сказал о своих планах на 2012 г. И если в беседе с политологами из клуба «Валдай», а затем в интервью CNN он говорил о возможности выдвинуться на второй срок обтекаемо, то в беседе со студентами в Питсбурге яснее дал понять, что у него есть такие амбиции. Впрочем, он оговорился, что, если понадобится, может работать на разных должностях, в том числе и во главе правительства.

Публично представители президента доказывают, что это просто ответы на вопросы, не более. Что решение не принято и в ближайшие два года об этом даже не стоит говорить. Но непублично чиновники из его окружения подтверждают: да, он твердо хочет остаться. А эксперты, о которых известно, что к их советам прислушивается Медведев (такие, как член двух президентских советов Игорь Юргенс), прямо призывают сторонников президента мобилизоваться в борьбе за пролонгацию его полномочий и воспринимают его статью «Россия, вперед!» как черновик предвыборной программы.

В этом не было бы ничего странного, если бы лидер партии и правительства Владимир Путин объявил, что он в Кремль не вернется. Или хотя бы никак не обозначал своих планов. Но он обозначил, допустив, что снова захочет стать президентом, и пообещав договориться с Медведевым.

И теперь возникает ситуация, невиданная с 1999 г. Тогда, в период явного раскола партии власти, долго не было ясно, сможет она консолидироваться и выдвинуть в президенты единого кандидата или возникнет конкуренция между премьером Путиным и экс-премьером Евгением Примаковым, как та, что на думских выборах возникла между «Единством» и «Отечеством».

Сейчас явного раскола нет, Путин и Медведев настаивают, что все решают вместе, а две партии стали одной. Но от противоречивых заявлений лидеров раскол в умах уже появился – и не только в умах части электората и экспертного сообщества, но и в умах бизнесменов и чиновников, тех, кто принимает решения. И даже если тандем в итоге договорится (как было в 1999 г.), в ближайшие два года российской элите придется держать в уме возможное существование двух лагерей, и это совершенно новое явление в XXI в.