Молодежи мешает найти работу не только кризис

Молодежная безработица – общемировая проблема. По данным Евростата, юноши и девушки моложе 25 лет составляют 18% безработных в Германии, 19% в соседних Латвии и Литве, 25% во Франции и 26% в США. В России доля молодежи среди безработных – почти 29%.

Федеральное агентство по делам молодежи надеется исправить ситуацию с помощью программы профессиональной ориентации, которая позволит российским старшеклассникам и студентам выбрать пользующуюся спросом специальность. Сейчас, полагает агентство, молодежь часто не может найти работу или трудится по другой специальности не только вследствие экономических неурядиц, но и из-за устаревшей системы профориентации и перекосов отечественной высшей школы.

Проблема действительно есть. По данным совместного исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Росстата, из 28 500 россиян, имеющих высшее образование, по специальности или близкой к указанной в дипломе профессии работает лишь половина выпускников. Для сравнения: в Швеции не по специальности трудятся менее 20% выпускников вузов, в США и Франции – четверть.

Вопрос – какой будет программа профориентации и насколько ее реализация поможет. Пока претензии ее разработчиков к российским вузам похожи на филиппику министра образования Андрея Фурсенко, который заявил в феврале 2009 г., что экономисты, юристы, педагоги – это специальности, которые не обеспечивают нормальных рабочих мест, «это дорога в никуда». В агентстве по делам молодежи считают, что три четверти студентов – это гуманитарии и лишь четверть получает техническое образование. Однако ситуация в глазах экспертов отличается от представлений чиновников. Обладатели дипломов инженеров, по данным исследования ВШЭ и Росстата, составляют 30% выпускников, 9% – это медики, еще 5% получают специальности, связанные с сельским хозяйством. Педагоги, юристы, экономисты и обществоведы в общей сложности составляют 49%.

Предположим, что правы все-таки чиновники и в стране действительно перепроизводство гуманитариев. Как сделать, чтобы молодые люди испытывали в будущем меньше проблем при поиске работы? И главное – как агентство по делам молодежи собирается прогнозировать потребности экономики в разных специальностях?

Авторы программы утверждают, что возвращения к советскому добровольно-принудительному набору (когда юношей и девушек без учета их индивидуальных способностей и психологических особенностей старались отправить учиться профессиям, которые требовались плановой экономике) не будет. Если сотрудники центров профориентации действительно будут внимательно изучать личность каждого обратившегося, помогут ему понять себя и деликатно порекомендуют специальность, польза от программы будет.

Однако помощь снимет лишь небольшую часть барьеров перед юношами и девушками на рынке труда. Молодежь идет на экономические и юридические специальности не только из соображений престижа. По данным исследования, по специальности работают 60% юристов, 58% обществоведов и педагогов и 78,8% медиков. Напротив, среди обладателей нужных, по мнению чиновников, специальностей инженеров и агрономов по специальности трудятся лишь 36% и 22% выпускников. При этом почти 30% инженеров и 40% специалистов сельского хозяйства работают там, где не требуется высшего образования.

Российская высшая школа в последние годы больше выполняет роль инструмента социализации, чем социального лифта. И если гуманитарные специальности позволяют студентам овладеть широким спектром навыков, необходимых для разных видов работы, то узкоспециализированные инженерные дают слишком узкий набор компетенций. Чтобы облегчить выпускникам поиск работы, необходимо расширить границы профессий и специальностей в системе профессионального образования и увеличить явно недостаточное сейчас число преподавателей, способных обучить студентов современным навыкам.