Сбербанк - заложник государства

Портфель Сбербанка – это маленькая страна», – говорит Герман Греф, имея в виду огромное количество заемщиков во всех регионах, отраслях и производственных цепочках. Но метафора Грефа верна и с другой точки зрения – эффективности государственного управления.

Отметив, что Сбербанку должны едва ли не все предприятия России, Греф также признал, что банк лоббирует предоставление должникам государственных гарантий. Понятно почему: банкротство компаний, находящихся в тяжелой ситуации, банку невыгодно. Во-первых, их слишком много. Во-вторых, стоимость залогов сейчас гораздо ниже, чем до кризиса. В-третьих, Сбербанк не будет кредитором первой очереди и заведомо получит крохи. В-четвертых, реструктуризация кредита лучше для отчетности (требует создания меньших резервов).

С другой стороны, есть такие должники, конкурентоспособность которых не то чтобы вызывает сомнения, а вряд ли в ближайшем будущем перейдет в область положительных значений. Прежде всего автопроизводители и девелоперы. То есть на этих кредитах неизбежно потеряет либо сам Сбербанк, либо прогарантировавшее их государство. Очевидно, что и банк, и государство сейчас надеются на относительно быстрый рост экономики, который «поднимет все лодки» и с должников удастся получить хотя бы больше, чем при банкротстве. Оправданны ли эти надежды – большой вопрос. Порочность этой политики в том, что для сохранения Сбербанка придется сохранить «АвтоВАЗ» и разорившихся девелоперов. И так до следующего кризиса.

Сбербанк действительно стратегический банк, которому всегда поможет государство. Это снижает риски его клиентов, но это снижает и качество оценки рисков самим банком. Политические мотивы в его действиях неизбежны: их можно найти, например, в покупке пакета акций Opel, «золотой акции» Yandex. Пакет Opel, кстати, Сбербанк планирует продать индустриальному партнеру, которого еще надо создать. Предполагалось, что это будет ГАЗ – один из должников Сбербанка. То есть государству надо сначала прогарантировать долг ГАЗу, потом прогарантировать покупку Opel, а потом наконец наступит светлое будущее.