Почему продажи подержанных автомобилей в России снизились всего на 10%

Автомобили не продаются. То есть продаются из рук вон плохо. И в этом нет ничего удивительного: у покупателей снизились доходы, пропала уверенность в том, что эти доходы вообще будут, банки взвинтили ставки по кредитам, поскольку и у них пропала уверенность в заемщиках. Теперь дилеры озабочены реструктуризацией долгов и тем, как бы побольше заработать на сервисе. Автопроизводители озабочены сокращением издержек. А цены на подавляющее большинство марок с прошлого года выросли.

При этом подержанные машины в отличие от новых продаются почти так же бойко, как в прошлом году: за первое полугодие в стране было перерегистрировано 1,99 млн автомобилей, и это всего на 10% меньше прошлогоднего показателя. На 10%, а не на 50%, как это произошло с новыми автомобилями. Объяснение тоже лежит на поверхности: рынок подержанных авто – именно настоящий рынок, где продавец стремится продать свой товар, поэтому вынужден назначать адекватную спросу цену. Ее не назначают в штаб-квартире корпорации, ее можно изменить без согласований с 10 департаментами и директорами. Понятно, какой из двух этих рынков выберет покупатель.

Правда, жизненные наблюдения подсказывают, что покупатели новых авто и покупатели секонд-хэнда, как правило, убежденные сторонники этого выбора. Первым важны гарантия, надежность и блеск нового кузова. Ну и в целом ощущение новизны. Вторым – возможность получить за свои деньги максимум, т. е. соотношение цена/качество. Выходит, что статистика авторынка указывает и на изменения в нашем обществе: здравый смысл и расчет потихоньку отвоевывают территорию у понтов и мотовства.

На Западе эти общественные сдвиги более заметны. В обзоре агентства Reuters о торговле секонд-хэндом приводятся примеры сетей и магазинов, продажи которых в этом году увеличились на 20%, 30% и даже 64%. Но в США эта рачительность поддерживается еще и идеей «вторичного потребления», снимающей налет второсортности с этих товаров. Возможно ли это у нас? Возможно, если в глянцевом журнале уже публикуют рекомендации купить вместо новых часов антикварные хорошей марки, сэкономить и прослыть оригиналом. Если кто не понял – для глянца это революция.