Мнения
Бесплатный
Исаак Беккер
Статья опубликована в № 2460 от 08.10.2009 под заголовком: Антикризисная стратегия: «Путинки» для народа

Государство может занять у населения 650 млрд рублей

Вот и закончились споры, на сколько хватит денег резервного фонда. В следующем году его планируют полностью использовать в связи c большим бюджетным дефицитом. Заодно будет израсходована и солидная часть фонда национального благосостояния. Кризис серьезно нас вымотал. Страна остро нуждается в деньгах. Как известно, одним из традиционных рецептов пополнения казны является заимствование денег у своих граждан. В этой ситуации, как мне представляется, правительству могут пригодиться новые подходы, базирующиеся на принципах Win Win – выигрыша для всех участников «игры». Это означает, с одной стороны, привлечение на долгосрочной основе существенных средств внутри страны, с другой – удовлетворение насущной потребности людей в надежных инструментах для сбережения своих накоплений.

Как это ни парадоксально, осмелюсь утверждать, что сейчас среднестатистический россиянин будет рад одолжить свои деньги государству. Но сделать это он готов только «по-честному». При условии, что наше государство возьмет на себя все заботы об их сохранности. Даст соответствующие гарантии. Ведь люди устали от инфляции, различного рода слухов по поводу банкротства банков и будущего курса рубля. Им надоело бегать и менять свои сбережения то в доллары, то в рубли. При этом, как правило, каждый раз с неизменными конечными потерями. Они справедливо говорят: «У нас и так много проблем. Мы изо всех сил стараемся выжить в это сложное время. Так помогите нам хотя бы не потерять то, что мы заработали». Если обобщить чаяния нашего потенциального кредитора, то он хочет две основные вещи, взамен которых готов одолжить деньги государству: надежность и доходность, которая бы, как минимум, покрывала инфляцию.

Я полагаю, что очень многих наших граждан, в том числе и меня лично, устроил бы вариант с государственными облигациями. Почему это так важно? Потому что в этом случае решается первая задача: государство гарантирует нам выполнение всех взятых на себя обязательств по своевременной выплате дохода и полному возврату вложенных средств по окончании срока действия ценных бумаг. Но этого мало. Мы не хотим, например, вложив сегодня 100 000 руб. в пятилетние облигации, после их погашения иметь возможность на эти деньги купить намного меньше, чем это можно сделать теперь. Классический пример о коробке спичек может оказаться правдой. Чтобы этого не произошло, я хочу, скажем, каждые шесть месяцев получать по этой облигации доход, который бы соответствовал текущему уровню инфляции. И так все годы, пока мои деньги будут работать на государство.

Механизм работы подобных финансовых инструментов хорошо известен. Так, например, устроены облигации Real Returns Bonds, которые выпускаются правительством Канады, американские антиинфляционные бумаги TIPS (Treasure Inflation Protected Securities). Почему бы и нам не помочь своим гражданам, одновременно образуя надежный источник пополнения бюджета на ближайшие годы?

Что касается сроков, на которые выпускаются подобные облигации, то, например, в США это 2, 5, 10 и 20 лет. Полагаю, что мы могли бы начать с двух- и пятилетних облигаций, давая определенные льготы тем, кто инвестирует свои деньги на более длительный срок.

О каких масштабах заимствования может идти речь при разумном и массовом использовании антиинфляционных бумаг в России? Мне кажется, что таким образом может быть собрана достаточно внушительная сумма. По данным ЦБ, на 1 июля 2009 г. вклады населения в российских банках составили 6,5 трлн руб. Если взять эту сумму как некий ориентир и принять во внимание, что для долгосрочных инвесторов обсуждаемые бумаги намного выгоднее обычных банковских депозитов, то можно предположить, что по крайней мере средства, равные 10% от объема привлеченных банками денег, могут быть вложены в новые облигации. Эта сумма сопоставима с планами Минфина по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ) на 580 млрд руб. Как говорится, игра стоит свеч.

Учитывая специфику современной России, я бы вместе с антиинфляционными облигациями предложил населению инвестировать в государственные бумаги, доход по которым был бы завязан на росте дохода страны в целом. Для большей ясности и простоты здесь мог бы фигурировать только один показатель – цена на нефть. Если она растет, то, соответственно, растут и доходы государства (хотя эта связь и не всегда срабатывает, но в данном случае можно условно принять это положение), а раз так, то и человек, который вложил свои деньги в облигации с участием в доходах государства, должен получить свой кусочек пирога. Думаю, что это будет справедливо не только с точки зрения финансов, но и в социальном плане. Таким образом, открывается доступный и понятный источник получения личного дохода, напрямую связанный с использованием природных богатств страны. Ведь каждому из нас принадлежит, пускай и крохотная, их толика. Теперь, в это трудное время, мы можем помочь государству залатать дыры в бюджете, а оно, в свою очередь, отблагодарит нас, когда его дела пойдут лучше.

Вариантов практической реализации данной идеи может быть множество. Например, вот самый простой. Облигации выпускаются сроком на пять лет. В отличие от антиинфляционных облигаций купон по ним выплачивается один раз в год. Состоит он из двух частей: инфляционной и доходной. В качестве первой из них выступает расчетная величина, равная, допустим, 70% от уровня годовой инфляции. Доходная часть выплачивается только тогда, когда средняя цена на нефть за последние 12 месяцев выше, чем за год, предшествовавший выпуску облигаций. Устанавливается она Минфином в зависимости от уровня роста цены на нефть. Понятно, что когда цена нефти не растет, то выплат по доходной части не будет.

Предложенный вариант имеет один большой минус. Как бы мы ни доверяли Минфину, многих из нас не устроит такой «черный ящик» и мы захотим знать алгоритм расчета дохода заранее. Здесь понадобятся уже специальные методики, которые используются при проектировании структурированных продуктов. В результате инвесторам может быть предложена, например, «пропорциональная» схема. Для ее успешного функционирования необходимо определить долю нашего участия в доходах государства, получаемого от роста цен на нефть. Предположим, что для первого года она установлена на уровне 50%, второго – 55%, третьего – 60%, четвертого и пятого – соответственно 65% и 70%. Это означает, что если за первый год средняя цена нефти поднялась на 10%, то доходная часть нашего облигационного купона составит половину – 5%. Аналогичный расчет за последующие годы также производится путем сравнения с годом, который предшествовал выпуску облигации.

Даже если цена на нефть поднимется только в первый год, а в оставшиеся четыре года меняться не будет, то мы будем считать, что положительное воздействие на доход останется и владелец облигации будет кроме инфляционной составляющей купона ежегодно получать и повышенный доход за счет роста доли участия. Так, в нашем примере во втором году она вырастет до 5,5%, в третий – до 6% и т. д. Это должно способствовать тому, чтобы инвестор был заинтересован держать свои облигации до конца срока.

При росте цен на нефть наш доход будет расти еще быстрее. Например, представим, что за второй год инфляционная составляющая равняется 8,4% (70% от 12% инфляции), а рост средней цены на нефть за два года составил 15%. Это значит, что наш общий доход будет равен 16,65% (8,4% плюс 55% от 15%). При 20% роста цен на нефть совокупный доход по облигациям за второй год составит уже 19,4%.

Понятно, что подобные финансовые инструменты выгодны для населения только тогда, когда цены на нефть достаточно низкие и мы ожидаем, что в ближайшие годы они могут значительно вырасти. При других обстоятельствах лучше выбирать антиинфляционные облигации.

Я прекрасно понимаю, что разработка и внедрение новых финансовых инструментов, особенно тех, которые предназначены для массового использования частными лицами, – задача непростая и зачастую выходит за рамки обычной финансовой целесообразности. В России для успеха подобных инноваций, как правило, нужна еще и существенная политическая воля и поддержка. Мне кажется, что в данном случае она оправданна и дальновидна, так как может в ближайшем будущем принести весомые дивиденды тому политическому лидеру или партии, которые активно поддержат эту инициативу.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more