Статья опубликована в № 2470 от 22.10.2009 под заголовком: От редакции: На большой дороге

Состояние дорог в России не изменится, даже если они станут платными

Замминистра экономического развития Андрей Клепач, наверное, из самых благих намерений предложил изменить законодательство о платных дорогах так, чтобы при их строительстве необязательны были бесплатные дублеры и чтобы деньги можно было брать не только на новых дорогах, но и на существующих федеральных трассах после реконструкции (см. статью на стр. А3). Он ведь хочет как лучше: чтобы потенциальному инвестору, желающему построить платную дорогу по концессии, было легче получить все необходимые разрешения, а потом быстрее вернуть вложенные средства.

Правда, ссылки Клепача на западный опыт были несколько натянутыми – в Германии, например, уже нет платных дорог, да и без дублеров нигде не обходится. Отказ от дублеров придется защищать в Конституционном суде (поскольку это ограничение свободы передвижения). Проблемой потенциальных инвесторов в гораздо большей степени является общение с государством: именно государственная практика дорожного строительства привела к тому, что стоимость километра дороги превышает среднемировую в 30–50 раз, рынок этот закрыт и коррупционен. А без государства инвестору сейчас никуда – закон о концессиях принят, заключены два первых соглашения, но и они рассчитаны в том числе на использование средств инвестфонда. Для управления же всеми платными дорогами создана государственная компания «Автодор», которая кроме взимания платы за проезд будет получать и субсидии из бюджета.

Именно «Автодор» станет первым выгодополучателем, если предложения Клепача материализуются. Именно «Автодор» «привлечет инвестора» – т. е. автовладельцев, которые будут платить ему как представителю государства еще один квазиналог, кроме существующего транспортного налога, ОСАГО, импортных пошлин, госпошлин при покупке и регистрации, оплаты техосмотра.

Вчера президент Медведев сокрушался по поводу «критически плохого» расходования бюджетных средств и низкой эффективности государственного управления. В нашем случае из этого следует, что дороги лучше не станут, но платить за проезд придется. И не надейтесь, что на платных дорогах не будет засад гаишников.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать