Медведев хочет изменить мнение о России как о непредсказуемой и отсталой стране

Предложенный Дмитрием Медведевым проект Договора о европейской безопасности касается не только Европы. Москва предложила подписать договор «всем государствам евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока». Тем самым Россия одновременно заставила мир вспомнить слова Шарля де Голля о «Европе от Дублина до Владивостока» и заявила о своих претензиях на роль идеолога и одного из главных архитекторов нового, безопасного, открытого и демократического мира.

14 статей кремлевского проекта договора (подробнее см. «14 статей мира» в № 226 от 30.11.2009) – явная или скрытая аллюзия к 14 пунктам американского президента Вудро Вильсона, который в январе 1918 г., незадолго до решающих кампаний Первой мировой войны, предложил новый план послевоенного мироустройства. Он предложил создать мир, в котором действовали бы гласная дипломатия, открытые договоры, свобода судоходства и торговли, сокращались бы вооружения и соблюдались права малых наций и государств. Отдельный пункт был посвящен России, которая должна была избрать образ правления. Заключительный пункт предлагал создать «всеобщую ассоциацию наций с целью предоставления взаимных и одинаковых гарантий независимости и целостности как больших, так и малых государств».

Межгосударственные отношения после поражения Германии в Первой мировой войне лишь отчасти напоминали идеальный образ, нарисованный Вильсоном. Созданная по его проекту Лига Наций оказалась не способна предотвратить серию вооруженных конфликтов в разных частях планеты, переросших в новую, еще более разрушительную Вторую мировую войну. Инициативы Вильсона в основном были реализованы лишь после победы антигитлеровской коалиции. Тем не менее автор смелой идеи получил Нобелевскую премию мира 1919 г., а США завоевали имидж миротворца и архитектора-новатора, смело перестраивающего устаревшее здание миропорядка.

Перспектива Нобелевской премии вряд ли стала для Кремля решающим стимулом при разработке собственного проекта мироустройства. Важнее сломать негативные стереотипы о России как агрессивной, малопредсказуемой и отсталой стране, доказать Европе и миру, что Москва – полноправный, а не сидящий на приставном стуле участник G8 и G20, способный выдвигать смелые идеи.

Западные политики оценили инициативу Медведева сдержанно, но без скептицизма. Новый генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен пообещал, что идеи российского президента о заключении Договора о европейской безопасности внимательно рассмотрят. Вопрос – насколько реализуемы эти инициативы. Вызывает сомнение, что страны НАТО подпишут нынешнюю редакцию 9-й статьи договора, которая ставит его выше любых ныне действующих международных соглашений, и тем самым откажутся от действия Североатлантического договора. Не ясно, как поведет себя и сама Россия, если новый пакт будет противоречить некоторым ее обязательствам по Договору о коллективной безопасности.

Восьмая статья, регламентирующая действия участников договора в случае внешней угрозы, предусматривает, что решение о помощи жертве агрессии легитимно, только если в чрезвычайной конференции участвовали 80% стран, подписавших договор. При этом оно должно быть единогласным (за исключением страны, признанной реальным или потенциальным агрессором). Кроме того, проект не показывает, как разрешать потенциальный или уже начавшийся конфликт, в котором обе стороны обвиняют друг друга в нападении.

Пока не совсем понятно, как действия новой организации будут координироваться с решениями ООН и ее миротворческими операциями. Прописанные в проекте механизмы реагирования на внешние военные угрозы и внутренние вооруженные конфликты чрезмерно усложнены, что может затянуть адекватный ответ агрессору. Так что новая организация европейской безопасности, предложенная Россией, может стать второй Лигой Наций, которая из-за противоречий между участниками и непризнания многими странами так и не смогла погасить войну.