Пассивные методы не способны предотвратить теракт на железной дороге

Теракт против поезда «Невский экспресс», унесший жизни 27 человек, раскрыть по горячим следам, по-видимому, не удается. Из той скудной информации, которую официально дает следствие, ясно лишь, что конкретных подозреваемых нет. Осталось не расследованным до конца и дело о предыдущем теракте в отношении этого популярного у работающих в Москве петербургских «випов» поезда в августе 2007 г. Двух жителей Ингушетии, суд над которыми в Новгороде в эти дни вступил в завершающую стадию, обвиняют в перевозке взрывчатки и передаче ее «человеку по имени Павел». Спецслужбы считают, что это принявший ислам русский подельник Басаева и бывший курсант военного училища Павел Косолапов, специализирующийся на террористических взрывах за пределами Северного Кавказа. Из-за его этнической принадлежности его, дескать, и трудно поймать, сетуют в неофициальных разговорах оперативники.

Пассивные методы безопасности вряд ли смогли бы предотвратить теракт на таком протяженном объекте, как российские железные дороги, даже на самом главном их участке между Москвой и Петербургом. Однако пересмотреть подходы в этой области и оценить (в том числе в денежном выражении и в аспекте целевого использования средств) то, что до сих пор делала в этой области РЖД, наверное, надо. Единственной реальной возможностью предотвратить теракт было бы получение ФСБ упреждающей информации. Можно констатировать, что этого не произошло.

В США после 11 сентября 2001 г. не произошло ни одного теракта во многом благодаря централизации и созданию министерства внутренней безопасности, которое опирается на огромные технические ресурсы американских спецслужб. В России после очередных терактов не раз принимались решения о совершенствовании борьбы с терроризмом, принимались законы, но централизация спецслужб, похоже, существует только на бумаге. Зато все хорошо с перекладыванием ответственности. Сотрудники следственных органов и силовых структур на вопрос о том, почему так произошло и снаряд второй раз попал в ту же воронку, отвечают, кивая друг на друга и на РЖД. А она кивает на силовиков.