Кто будет играть роль Wal-Mart в России

Чтобы получить диплом INSEAD, нужно прослушать как минимум 23,5 курса. У меня, например, будет 28, но часть из них половинчатые – всего по восемь лекций. Более чем к половине занятий нужно прочесть страниц 10–20 как минимум, будь то учебник или кейс. В итоге про большинство лидеров крупнейших индустрий нам так или иначе рассказали. Если с чем и были проблемы, так это с географией: американским и европейским компаниям уделялось гораздо больше времени. Если уж профессор пишет кейс о том, как крупная нефтяная корпорация хеджирует риски колебания стоимости нефти, то это наверняка будет ExxonMobil, а не Petrobas, Saudi Aramco или «Лукойл».

Я знаю, что профессора и факультеты обсуждают друг с другом, какие именно кейсы давать студентам, и поэтому пересечений по курсам в учебных материалах довольно мало. Но есть две компании – безусловных лидера. Едва ли не каждый профессор считает своим долгом упомянуть о них и рассказать историю о том, почему они, так сильно изменившие жизнь современных американцев, находятся теперь на разных полюсах. Это Wal-Mart и General Motors (GM).

Когда-то GM была крупнейшей американской компанией по объему продаж, уплаченных налогов и количеству сотрудников. А ее президент Чарльз Вилсон при назначении на должность министра обороны произнес историческую фразу: «Все, что хорошо для GM, хорошо для страны» (на самом деле он высказался мягче, но журналисты передернули). Сейчас каждый второй профессор уверяет, что еще 10 лет назад рассказывал студентам о скорой смерти некогда могущественного концерна. И ни один не намекнул, что видит хоть какую то перспективу для GM: компания обречена, уверен коллективный разум. Слишком сильно оказалось упоение собственным положением 30 лет назад, слишком сильными профсоюзы, слишком много компания химичила с финансовыми схемами и пенсионными планами... Вот поезд и ушел.

Про Wal-Mart рассуждает меньше профессоров, но эта компания – явный лидер по числу кейсов и примеров, в которых она приводится. Честно говоря, до INSEAD я не до конца представлял себе масштаб Wal-Mart. Сейчас это около $400 млрд продаж ежегодно – больше, чем ВВП России во II квартале со всей ее нефтью и газом. Это 2,1 млн сотрудников. Это 100 млн покупателей еженедельно. Это неимоверная разрушающая сила: стоит компании начать торговать новым товаром, например игрушками, как через пять лет крупнейшие специализированные сети оказываются на грани вымирания. Wal-Mart – это даже новые специальные законы на уровне штатов, которые запрещают строительство новых центров, чтобы остановить разорение других торговцев.

Кто в России выступает в роли GM, всем понятно. Попробуйте угадать, кто станет Wal-Mart, и скорее покупайте акции. Кстати, при нынешней власти это скорее всего будет российская компания: после изучения Wal-Mart я перестал сомневаться, что через несколько лет отрасль занесут в разряд стратегических.