Сможет ли церковь научить бизнес отличать плохое от хорошего

Православные бизнесмены обрели небесного покровителя – им по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла объявлен преподобный Иосиф Волоцкий. Просьба поступила от экспертного совета «Экономика и этика» при патриархе.

Внутри практики назначения святых кураторов тем или иным социальным группам или государственным институтам такой выбор логичен. Скажем, святая великомученица Варвара в роли покровителя Ракетных войск стратегического назначения или апостол Матфей в роли покровителя налоговой полиции (кстати, плохо полицейские молились) вызывают гораздо больше вопросов. Иосиф Волоцкий вошел в историю как основатель церковной экономики: он защищал право монастырей владеть селами и землей, привлекать материальные ресурсы как для обеспечения внешнего великолепия церкви, так и для благотворительности. Также он был жесткий борец с вольномыслием и последовательный сторонник вертикали власти – отстаивал идею божественного происхождения власти великого князя.

Сама практика такого назначения святых покровителей выглядит довольно странно. Органично для церкви, когда это растет снизу, из молитв и чудес. Любой святой лишь посредник в просьбах к Богу о той или иной помощи. Вера в особое заступничество святого в той или иной ситуации, в том или ином деле основана на аналогиях – кому-то в такой ситуации молитва уже помогла. Сложно себе представить, что молитвы советских создателей ядерного оружия Серафиму Саровскому (недавно объявлен покровителем ядерщиков) помогли ковать ядерный щит.

Формально патриархия покровителей не назначает – о благословении просят сами организации. Тем не менее выглядит все это как некая раздача орденов.

Возможна еще одна точка зрения. Церковь давно озабочена тем, как ввести в экономическую практику этические ограничения. Этому посвящены строки в Основах социальной концепции РПЦ (2000 г.), в 2004 г. Всемирным русским народным собором принимался целый Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании (ныне мало кому известный). Экономический кризис привел к серии выступлений иерархов на тему безнравственной погони за наживой. Назначение небесного покровителя в этой связи – очередной административный шаг на пути этического воспитания бизнеса. Вдруг на кого-то подействует.