России и США не стоит спешить с подписанием нового договора об СНВ

Формально Россия и США могут возобновить гонку ядерных вооружений и прекратить взаимный контроль за производством новых смертоносных зарядов и их носителей – ракет, стратегических бомбардировщиков и подводных лодок. Подписанный еще в 1991 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который ставил в рамки число возможных ядерных зарядов и их носителей и указывал механизмы контроля, недействителен с 6 декабря. Сроки подписания нового соглашения неизвестны. Россия и США, в руках которых сосредоточено около 90% военного ядерного потенциала, пока не могут договориться о ключевых показателях и критериях будущего сокращения. Насколько опасна эта ситуация и надо ли форсировать переговоры?

Подписание нового договора об СНВ под новогодний бой курантов будет эффектным пиар-ходом и для Вашингтона, и для Москвы. США заинтересованы в нем, чтобы продемонстрировать положительные итоги смены внешнеполитического курса и оправдать нобелевский аванс Барака Обамы (правда, до последнего времени считалось, что договоренность будет достигнута до дня вручения премии Обаме – т. е. до 10 декабря). Для России новое соглашение станет подтверждением ее статуса ядерной сверхдержавы. Однако подготовка нового договора об СНВ, по мнению экспертов Института стратегических оценок, – это тот случай, когда обе стороны должны поспешать медленно, чтобы соглашение оказалось не только взаимовыгодным на бумаге, но и выполнимым.

За 18 лет после подписания прежней версии СНВ мир и вооружения значительно изменились. Появились новые крылатые ракеты и бомбы, которые могут уничтожить цель не мощью заряда, а за счет высокой точности попадания. Противоракетное оружие также стало значительно эффективнее. Новые достижения ВПК обеих стран требуют более детальных и кропотливых технических консультаций и согласования интересов. Между тем процесс ядерного разоружения заморожен девять лет назад из-за пренебрежительного отношения прежней американской администрации к этому вопросу и пассивности России, которая вспомнила об СНВ только после угрозы появления американской ПРО в Польше и Чехии. За истекшее время многие квалифицированные переговорщики покинули госслужбу. Новым командам надо набраться опыта и вникнуть в существо дела.

Проблем за потерянные годы накопилось немало. 18 лет назад обе стороны имели около 1600 носителей ядерного оружия. Сейчас (по данным Центра АСТ) у России их 620, у США – 842. Самый трудный вопрос – их количество в будущем у обеих сторон. Потолок в 800 носителей, о котором говорят некоторые эксперты, выгоднее для США: у России их число скоро сократится до 500–550 из-за выхода из строя устаревших ракет и подлодок. Вашингтон не хочет лишиться потенциального превосходства и не соглашается на минимум в 500 носителей. Еще один камень преткновения – методика учета носителей и зарядов. России выгодно, чтобы учитывались и сокращались и потенциальные носители, и ядерные заряды на складах. США не хотят их считать. Уравновесить соотношение сил без изменения числа носителей могла бы договоренность об оснащении новых российских ракет «Тополь-М» раздельными головными частями, которые способны преодолевать насыщенную ПРО.

Непросто будет согласовать позиции сторон по механизму контроля за соблюдением договора: российскую сторону не совсем устраивал старый вариант, а сейчас контроль усложнится из-за новых носителей. Еще один трудноразрешимый вопрос – невыгодное для нашей страны ограничение районов базирования мобильных МБР. Увы, у России нет серьезных козырей, чтобы заставить США идти на уступки. Максимум, чего может добиться Москва, – окончательного отказа от размещения ПРО вблизи своих границ.

Если стороны не подпишут новый договор до нового года, процесс рискует затормозиться. Впрочем, продолжение консультаций и взаимных инспекций на основе процедур старого договора вполне реально и даже было бы выгодно Москве.