Почему Ельцин и Горбачев гораздо менее популярны, чем Сталин и Брежнев

В списке тех, кого в декабрьском опросе «Левада-центра» назвали «человеком 2009 года», на первом месте Путин, на втором – Медведев. В некоторых группах наоборот, но в целом это картина, к которой мы уже привыкли. Знать бы, однако, чем станут поминать нынешних политиков будущие поколения – ведь и Горбачев, и Ельцин в свое время были «людьми года». А ныне к Горбачеву положительно относятся лишь 13%, отрицательно же 33% (остальные нейтрально или никак). Его эпоха, эпоха перестройки, считают теперь, принесла больше плохого (51%), чем хорошего (22%). К Ельцину положительно относятся 17%, отрицательно 34%. Ельцинская эпоха, считают, принесла еще более плохого (63%) и еще менее хорошего (17%). Назвавших Гайдара в числе «людей 2009 года» не набралось и одного на сотню. Его смерть не вызвала «никаких особых чувств» у 40%, вызвала «печаль и сожаление» у других 40% и чувства, названные «смешанными», у остальных. Про гайдаровские реформы говорят, что они были необходимы и полезны, 38% и что они были не нужны и вредны – 43%. Большинство опрошенных (50%) считают, что от этих реформ они лично проиграли, выиграло меньшинство в 20%.

Но не всегда потомки так неблагодарны. Взять Брежнева – какое обилие анекдотов породила его эпоха, сколь многим было стыдно за ее общий стиль, не говоря об озвученном Сахаровым стыде за то, что при Брежневе делали наши в Чехословакии и Афганистане. Меж тем при выборе наилучшего времени в ХХ в. современники непременно называют брежневское. В нынешнем опросе одинаково популярны мнения, что это было «время застоя, приведшего далее к краху» и что это был «период благополучного развития страны». А Сталин? Его тело вынесли из мавзолея, его статуи убрали с площадей. О его преступлениях написаны тысячи страниц. Но, как поговаривали, его имя чуть-чуть не стало «именем России». Сегодня его роль в жизни страны сочли положительной 49%, отрицательной – 33%.

Какое искушение для нынешних политиков создают эти примеры! Недаром демонстративные попытки заимствовать кое-что у Сталина делались и делаются все последние годы. Да и слово «застой» к периоду благословенной путинской стабильности примеряли не раз. Политики чувствуют, что прошлое, а не будущее – их ресурс. Чувствуют, что наше общество боится смотреть в завтра, стыдится вчерашнего дня, а искать идеалы и утешение предпочитает в дне позавчерашнем. Правда, на поверку выходит, что это позапрошлое время есть мифологизированное настоящее. Ведь расхожая картина сталинского и брежневского парадиза получается от проекций туда сегодняшних упований. Нынешних лидеров вчитывают в давно похороненных. (Оттого у последних начинает довольно противоестественно расти рейтинг.)

Очень многое в российской истории совершается по такому правилу: и политическое, и культурное наследство передается от дедов внукам, так сказать, через головы отцов.

Значит, время внуков Горбачева, Ельцина, Гайдара еще впереди.