Сериал "Школа" может свидетельствовать о переменах в настроениях верхов

Сериал «Школа» 25-летней Валерии Гай Германики вызвал изрядный переполох и сумятицу в умах депутатов, учителей, учеников и всяческих блогеров. Жестко и достоверно, лживо и чернушно, в год учителя такое показывать нельзя, «неча на зеркало пенять», «спланированная диверсия», глоток воздуха – разброс и изобилие мнений ясно демонстрируют: провокация удалась вполне.

А то, что «Школа» – продуманная провокация, сомневаться почти невозможно. И намного более любопытно, чем содержание фильма (в котором не раскрывается ничего неизвестного), то, что показывают его на Первом канале. На Первом, который ведет себя в последнее время по крайней мере интересно. Он уже заставил кукольных Путина и Медведева танцевать вприсядку, допустил в сетку острые сатирические программы, теперь вот запустил «Школу».

Словно бы кому-то там, на верхних этажах, надоело ходить в сером пиджаке. И захотелось повеселиться: поглядеть, кто выскочит из своей норки ругаться, кто, чутко уловив перемены, поддержит новый проект, кто дипломатично смолчит. Повеселиться не без дополнительных бонусов. Технологии приручения нонконформистской культуры и превращения рэперов в звезд хорошо известны. Как и то, что подростки, поющие про ненависть к миру взрослых, равно как и «радикальный» сериал про школьников, – товар выгодный, и сейчас на волне скандала рейтинг его только подскочит.

Изменения программ на госканалах – это примерно как последовательность членов политбюро на трибуне мавзолея, которую с жаром расшифровывали когда-то на кухонных посиделках, пытаясь различить, куда дует ветер. Занятие заведомо абсурдное, все равно ничего не угадаешь, к тому же и ветер-то всегда дует нам в лицо. Остается только услышать и принять вызов.

Шум вокруг сериала обнажил множество проблем, но помимо прочего еще и эту: наша подростковая аудитория по-прежнему лишена нормальных фильмов (книг) о самих себе. Популярность «Дома-2» часто объясняют тем, что только эта программа снабжает молодых зрителей столь необходимыми им моделями поведения: как себя вести, когда в тебя влюбляются, как – когда предают. Так и есть, жаль только, модели эти – из подворотни. В «Школе» они присутствуют тоже, но все же в несколько усовершенствованном виде.

Хочется надеяться, что будет сделан и следующий – учитывая, что завтра эти школьники вырастут, – совершенно необходимый шаг. А именно: будет создан еще один, не менее честный, острый, радикальный сериал о подростках, однако с вектором. Деликатно указующим, куда же им все-таки плыть, нашим детям. Сериал, направленный не только на развитие, но и на воспитание чувств. Готовящий наших девочек и мальчиков не к одной бурной сексуальной жизни, но и к творческому, хотя и тяжкому труду любви, к терпению, к ответственности, к тому, чтобы стать хорошими супругами, а потом и идеальными родителями. Такими, которые сумеют вырастить и отправить в школу совершенно других детей.