ПАК-ФА покажет самостоятельность России

Сегодня или в ближайшие дни с полосы аэродрома авиазавода в Комсомольске-на-Амуре совершит первый полет российский истребитель пятого поколения разработки КБ Сухого Т-50, именуемый аббревиатурой ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).

Проект ПАК ФА – один из самых сложных технологических проектов, реализуемых за постсоветское время. По технической сложности с ним можно сравнить разве что проекты новой подлодки «Северодвинск» и ракеты «Булава». В гражданской сфере нет ничего сопоставимого.

Полноценный истребитель пятого поколения (F-22) создан только в США. Сейчас американской компанией Lockheed Martin создается более легкий истребитель F-35. Работы над такой машиной ведутся и в Китае, но когда она будет готова – не ясно. Даже если ПАК ФА поступит на вооружение не ранее 2020 г., Россия обгонит Китай. Таким образом, полет показывает принадлежность российского авиапрома к клубу, в котором, кроме американцев, вообще-то, никого нет.

Новый истребитель должен иметь двигатель, обеспечивающий возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости. Его радиолокатор должен быть сделан по новой технологии с использованием активной фазированной антенной решетки. И главное, такой самолет должен быть «ситуационно осведомленным» – получать информацию от других самолетов и спутников, т. е. резко превосходить самолеты прежних поколений в информационном отношении.

Не все эти технологии есть в России, больше всего проблем может возникнуть с двигателем и построением информационного поля. Но без ПАК ФА Россия не сможет самостоятельно обеспечить свою безопасность, не став союзником США или Китая.