Сериал "Школа" нащупал больное место школы

Намеренно не буду судить о художественных достоинствах "Школы". Это сделали уже многие и весьма убедительно - как хулители, так и апологеты. Меня не очень волнует вопрос, как надо снимать сериалы. И правильно ли, что так сняли. И стоит ли это показывать детям и их родителям.

Меня волнует, давно волнует собственно школа. Мне важно вот что: этот сериал - внятное высказывание, удавшаяся попытка нащупать самое больное место. По сути - диагноз. Школа - не все школы - но такая школа - средняя российская в широком смысле - стала местом, где делают что угодно, но только не получают знания. Где учат чему угодно, но только не думать. Где прививают какие угодно навыки, но только не те, что мы называем этикой.

Возможно, конечно, что такая школа - чистый художественный вымысел. Но хотя бы по тому, как все ОНИ завыли - мы имеем попадание в десятку. Да и шло все к этому по крайней мере с 1970-х-1980-х, когда учились мы.

Помимо прочих проблем - безденежья, непрестижности, старорежимности и заидеалогизированности, о чем многократно писалось, есть то, о чем почему-то говорят меньше, но что я вижу корнем зла. Методика преподавания. Она никуда не годна.

Она такова, что вместо того, чтобы стимулировать интерес к знанию - вызывает ненависть (к биологии, географии, физики, далее везде). Вместо того, чтобы развивать способность думать - заставляет зубрить или выкручиваться. Вместо того, чтобы рассказывать и показывать, как можно самостоятельно добывать информацию - требует заучивать готовые формулы и постулаты.

Таинственные, завораживаюшие, волшебные по сути своей науки (помню, в первые годы учебы, получая учебник, я нюхал и щупал переплет - как вертят в руках, не сразу решаясь открыть коробку с вкусными конфетами) - науки, само название которых поначалу обещало что-то сказочное и грандиозное: химия, астрономия, зоология - при ближайшем рассмотрении превращались в набор каких-то бессмысленных, ненужных, подлых (ибо сулящих двойки и попреки родителей), казенных формул, параграфов, упражнений.

Такое ощущение, что большую часть знаний я получил не только вне школы, но вопреки ей, преодолевая возникшую аллергию и предубеждение - к Маяковскому, Толстому, Чехову, истории Древней Греции и государства Российского, экономической географии и анатомии. А ведь у многих аллергия осталась на всю жизнь, и слово Чехов вызывает зевоту.

Конечно в любой школе есть харизматичные учителя, которых любит весь класс и через которых весь класс начинает любить науку. Такой учительницей у нас была математичка Циля Саликовна, весь класс обожал ее и математику. Знаний и навыков, которые она дала и заложила, хватило еще на четыре курса высшей математики в институте.

Но это исключение, подтверждающее правило. В среднем классе средней школы учителя мучаются с учениками, ученики с учителями, одни ненавидят других и все вместе - то, что требуется пройти - поскорее пройти мимо, чтобы поскорее забыть как страшный сон.

Не мне судить, как надо учить, но отчетливо вижу, и видел еще 20 лет назад, что так - не надо. Лучше не ходить ни в какую школу, чем - в такую, как в одноименном фильме.

Так собственно, и сделал Иосиф Бродский. Встал прямо посреди урока - и ушел. Ося, ты куда, спросил обескураженный учитель. Ухожу, ответил Ося. В каком смысле уходишь? Из школы ухожу. И ушел. (Рассказ, поведанный мне его другом Владимиром Уфляндом) И не получал больше никакого образования. А только учил, когда стал в США профессором.

У нас же, как всегда, начали не с того конца. Озаботились тем, как - с помощью каких изощренных тестов - проверять знания, а не тем, как их давать. Проверять, конечно, легче, чем учить. И намного легче, чем взяться за серьезную перестройку всей системы обучения.

Можно конечно, все оставить как есть. И как попка повторять: советская система образования - самая лучшая система образования в мире. А наши умники и умницы - умнее всех во всем свете. Но тогда вы имеете то что имеете: заведение - лучше не скажешь.

Дети, взрослея, перестают понимать зачем их сюда завели. Зачем он сюда ходят и тратят свои лучшие годы - когда у них еще полно сил, блестящая память, отменное здоровье, и незамутненное сознание.