Янукович правильно понимает модернизацию

Кандидат в президенты Украины Виктор Янукович намерен в случае победы на выборах вести страну в Европу. Янукович считает, что внедрение европейских социальных и технических стандартов облегчит борьбу с коррупцией и модернизацию экономики. «Я буду стремиться к тому, чтобы Украина подписала с Евросоюзом договор о свободной торговле и в перспективе – договор об ассоциации. Мне очень многое нужно будет сделать из того, что оранжевые обещали, но не сделали», – заявил лидер Партии регионов. Обещания Януковича, даже с учетом их предвыборного характера, наглядно отражают внешнеполитические приоритеты Украины и тенденции ее развития.

Сближение с Европой стало долгосрочной целью Киева задолго до оранжевой революции. Движение в сторону интеграции в европейские политические и экономические структуры началось вскоре после достижения Украиной независимости и продолжалось вне зависимости от фигуры главы государства. С разной скоростью и степенью оглядки на Москву оно шло при Леониде Кравчуке, Леониде Кучме и Викторе Ющенко.

Настойчивое движение Киева на Запад – во многом следствие политики России. В 1990-е гг. Кремль в отношениях с крупнейшей страной СНГ балансировал между позицией обиженного «старшего брата» (когда дело касалось Севастополя и отбора газа) и нарочитым безразличием. Российский истеблишмент был уверен, что Украина слишком зависима от России экономически и далеко не уйдет.

В 2000-е гг. европейские устремления Киева, особенно военное сотрудничество с НАТО, начали раздражать Москву. Наши политики стали воспринимать дрейф Украины в западном направлении не как естественное стремление дружественной страны к внешнеполитическому балансу, а как проявление враждебности и измены общему прошлому. Пытаясь если не остановить, то замедлить сближение соседей с Европой, Россия нередко действовала слишком грубо, не считаясь с самосознанием молодой нации, особенно чувствительным к любому внешнему воздействию. В рамках открытой поддержки одной из политических сил на Украине жесткое давление сменялось плохо замаскированными попытками подкупа (вспомним предвыборные кредиты и двукратные поздравления Виктора Януковича с так и не состоявшейся победой в 2004 г., газовые войны и прошлогоднее видеообращение Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко).

Украинскую элиту вряд ли могли вдохновить российские методы разрешения политических конфликтов и противоречий между государством и бизнесом. Попытки Киева разобраться в тяжелых страницах общего прошлого вызывали резкое неприятие и обвинения Москвы.

Последние месяцы, когда Россия демонстрировала прагматизм и отстраненность от украинских политических процессов, мало изменили ситуацию. Зато подчеркнутые личные симпатии российского премьера к украинской визави заставили Виктора Януковича, который, по прогнозу большинства экспертов, победит в президентской гонке, занять более сбалансированную позицию. Она, возможно, снова обидит российский истеблишмент.

Москва, похоже, не понимает, что стремление Украины к Западу в долгосрочной перспективе выгодно для нашей страны. Украине в силу географического положения и размеров легче перейти к европейскому порядку управления. Соседство с большим дружественным государством, успешно управляемым политическими и правовыми институтами европейского образца, покажет, что и Россия необязательно должна управляться в жестко вертикальном ручном режиме.