Как реабилитировать бизнес

На ТВ и в радиопередачах, когда я говорю о необходимости амнистии бизнес-заключенных, всегда звучит один и тот же вопрос: зачем отпускать воров? Я начинаю, повторяясь, говорить о том, что высокий уровень коррупции неизбежно ведет к наличию жертв этой коррупции. Что главная группа риска – это бизнесмены.

Потому что у них есть собственность, которую можно и хочется отнять. И поэтому в тюрьмах много невиновных людей, и это плохо для нас, для общества, – жить и закрывать глаза на муки и горе других людей, их семей и детей, надеясь, что нас самих пронесет. И следующий вопрос приходит с той же интонацией: а если ворует миллионы, то тоже выпускать?

В ответ я напоминаю о нашей истории. Сначала амнистия, а потом реабилитация – так было после Сталина. Было общепризнано, что невинно пострадавших было слишком много. Их дела разбирали потом суды. Мы говорим сейчас о подобной ситуации – с той разницей, что «враг народа» сегодня не политически инакомыслящий, а независимый бизнесмен.

Не согласны с идеей амнистии, как правило, люди, профессия которых не связана с бизнесом. Но и в деловой среде есть разные мнения. На прошлой неделе мне выпала возможность задать вопрос об амнистии одному крупному предпринимателю, которого регулярно можно увидеть по телевизору на встречах президента с крупным бизнесом. Я спросила, каково его мнение о необходимости амнистии экономических заключенных. Он ответил просто: а зачем к ворам выпускать еще воров? В нашем российском бизнесе, сказал он, такое количество обманщиков, не держащих слово, ложных миноритарных акционеров, что на российском бизнесе пробы ставить негде. Вот сначала бизнес пусть облагородится, пусть бизнесмены перестанут обманывать друг друга, заказывать, отбивать друг у друга собственность – тогда можно будет говорить о том, чтобы выпускать кого-либо. Бизнес должен начать соблюдать некий кодекс чести. Я сказала: возможно, вы говорите о крупном бизнесе, а я – об обычном, малом и среднем, вся несправедливость выпадает на его долю. Олигарх отрезал: все одинаковые. И ушел.

Наверное, в мире крупного бизнеса все действительно так. Такие правила. Если кратчайший путь к прибыли, самый простой, самый эффективный и быстрый, пролегает через административный ресурс (и это не только правоохранители), то бизнесмен будет использовать этот ресурс. Если бизнес невозможно вести по другим правилам, то предприниматель будет использовать те правила, которые есть. Чем проще коррумпировать чиновника или правоохранителя, тем дальше отодвигается мораль и совесть и тем больше деградируют выстраиваемые бизнес-модели. Бизнес может быть очень прибыльным и эффективным, будучи основан только на знакомстве с Иван Иванычем, Петр Петровичем или Владимир Владимирычем. Не было бы доступа к Иван Иванычу, не было бы и бизнеса.

Правила должны устанавливаться не бизнесом, а государством. В той стране, где доступ к чиновнику невозможен, где у чиновника нет полномочий и возможностей отступить от правил, там бизнес строится исходя из других посылов. Главным мотивом создания бизнеса является не знакомство, а идея, позволяющая производить продукт, соответствующий все возрастающим требованиям потребителя. Бизнес, предоставленный сам себе, начинает саморегулироваться, создавать профессиональные сообщества, внутренние стандарты, и тогда появляется мораль. Взятка становится в такой обстановке неестественной.

У нас пока нет таких правил. Слишком большая власть над бизнесменом у чиновника. И жаловаться некуда – все равно отвечать на жалобу будет тот же чиновник.

На сегодняшний день амнистию бизнес-заключенных поддержали тысячи граждан России. Значит, не все наши люди согласны с версией олигарха. Это неправда, что наш народ ненавидит бизнес. Среди подписавшихся не только руководители предприятий или родственники репрессированных бизнесменов. Амнистию поддержали и врачи, и рабочие, и учителя. Вот только подписи ни одного из олигархов пока нет. Где вы, гениальные менеджеры и финансисты, ходящие к президенту и премьеру, выступающие от имени русского бизнеса в Давосе? Скажите ваше слово. Вы и вправду считаете, что все сидящие предприниматели получили по заслугам? Если вы так не считаете, поддержите амнистию. Только не молчите. Молчание означает страх.

Автор – председатель НП «Бизнес-солидарность», финансовый директор ЗАО «НПК «Софэкс»