Жаловаться президенту станет легче

Какие работающие каналы обратной связи власти с населением есть в России? Ежегодный прямой телеэфир лидера партии «Единая Россия» (ранее – президента страны), блог (и – шире – компьютер с выходом в интернет) нынешнего президента, редкие встречи того или другого лидера с писателями, бизнесменами, представителями гражданского общества, посещения вузов или предприятий в ходе визитов в регионы. Несмотря на серьезное модерирование этих каналов аппаратами президента и премьера, гражданам порой удается привлечь внимание к несправедливости, общественной или личной проблеме, починить водопровод или выпросить наручные часы.

Это не может не радовать.

Очередной шаг навстречу избирателю сделал вчера Дмитрий Медведев, своим указом расширивший еще один канал обратной связи. Он придал дополнительные полномочия своему управлению по работе с обращениями граждан. Теперь управление будет принимать также обращения организаций, обращения в электронном виде, обеспечивать при необходимости видеоконференцсвязь с президентом или чиновниками его администрации, отвечать за работу приемных президента в округах и административных центрах, участвовать в «восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов» заявителей, обращаясь в любые органы исполнительной власти и анализируя их работу по рассмотрению и разрешению проблем президентских жалобщиков.

Новые широкие полномочия управления, видимо, должны повысить эффективность прямых жалоб президенту. В ситуации, когда регулярные каналы обратной связи (выборы, суды, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, СМИ, партийная система) не работают или работают очень плохо, власть пытается придумать или развить некие новые каналы «сбоку». Спасибо и на этом. Хотя жалобщикам надо отдавать себе отчет, что этот канал быстро засорится – он не может подменить собой всю систему. И главной его функцией станет пиаровская – как у путинского телеэфира.