Статья опубликована в № 2560 от 11.03.2010 под заголовком: От редакции: Зато красиво

Французский корабль и русская духовность

Российскому флоту не очень нужен вертолетоносец Mistral, а Парижу не очень нужен российский духовный центр. Но чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное.

Эксперты говорят, что покупка корабля не имеет особого смысла: он неформатный для нашего флота (предназначен для экспедиционных и интервенционных действий в океанской зоне), кроме того, французы продают пустую «коробку» без радиоэлектроники. Но Франция – важный политический партнер России, особенно после того, как эта страна поддержала строительство газопроводов «Южный поток» и «Северный поток».

Не менее важный партнер – Италия, поэтому не исключен вариант с покупкой у нее партии бронемашин Iveco (Минобороны пока официально опровергает). А Германия чем хуже? Ходят слухи, что мы купим у нее лицензию на подводные лодки проекта 212.

Конечно, здесь работают не только простые размены. Дмитрий Медведев, например, регулярно предлагает сформировать некую новую архитектуру европейской безопасности – очевидно, что даже бессмысленная кооперация в сфере вооружений работает в пользу такой новой архитектуры (и, заметим, против планов ястребов из США, которые уже заявили, что они против).

Еще один мотив – создание конкуренции для российской оборонной промышленности. Прошло время безудержной рекламы системы «Глонасс». Судя по всему, Минобороны в прошлом году получило разрешение покупать не только отечественное – и генералы наперебой заговорили о дороговизне и неэффективности российского оружия. Но вряд ли здесь можно увидеть реальную конкуренцию: и решения о покупке импортного вооружения, и решения поддержать те или иные отечественные предприятия ВПК принимаются непрозрачно.

Власти не отказываются от заявлений о необходимости модернизировать российскую оборонку, но ясной стратегии нет. Напрашивается сравнение с автопромом. Чиновники словами, решениями и деньгами все время поддерживают неэффективные производства, но при этом ездят на иномарках. Покупка Mistral в надежде скопировать новые технологии похожа на попытку купить компанию Opel. Сможем ли скопировать?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать