Победа над коррупцией снизит зависимость от нефти

В 2008 г. Алексей Кудрин обещал утроить финансирование строительства дорог к 2012 г. А в 2009 г. федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» на 2010–2015 гг. была урезана почти в три раза – кризис. Денег не хватает, в том числе и на строительство дорог. В декабре прошлого года президент Медведев поручил рассмотреть возможность возрождения дорожных фондов, а сейчас Минтранс направил в правительство свои предложения по этому поводу. Для формирования фондов так или иначе придется изъять часть доходов из бюджетов: в федеральный фонд пойдут импортные пошлины на автомобили и шины, НДС от продажи импортных машин; неналоговые доходы от пользователей дорог и владельцев придорожного бизнеса; в региональные фонды – транспортный налог, акцизы на топливо, НДС от продажи топлива, шин и произведенных в России автомобилей, 8,3% налога на прибыль; в муниципальные фонды – половина земельного налога, платы за аренду земли и часть платы граждан за ЖКХ.

По расчетам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, в 2008 г. бюджет был бы бездефицитным при $62 за баррель, в 2009 г. – при $99, а в 2010 г. – при $105. Доходы от социальных отчислений в 2007–2010 гг. остаются почти неизменными (порядка 2 трлн руб.), а соцрасходы за эти годы выросли в 2,5 раза почти до 5 трлн руб., последние три года их рост составлял в среднем 33% в год, в том числе в 2010 г. – 45%. В 2009 г. дефицит социальных платежей был 1,3 трлн руб., в 2010 г. составит 2,8 трлн руб. В 2010 г. бюджет уже дефицитен, в 2011 г. придется вспомнить о секвестре расходов. Стабфонд будет полностью потрачен в этом году.

Эксперты приветствуют идею дорожных фондов – эта форма финансирования дорог давно и успешно используется в мире. Активисты Федерации автовладельцев России даже включили требование создания дорожных фондов в число лозунгов всероссийской акции протеста, намеченной на 20 марта.

А Минфин не приветствует, потому что это противоречит Бюджетному кодексу, потому что это чрезвычайно коррупционно, но главное – потому что это означает передел бюджетов. Минтранс, губернаторы и муниципалитеты отвлекут эти деньги на строительство и ремонт дорог, что может поставить под сомнение другие статьи расходов. Но, может быть, хотя бы дороги сделают?

Здесь кроется глубинная проблема российской действительности, еще один проклятый вопрос: зачем нам деньги? Можем ли мы их потратить эффективно или нужно максимально сберечь случайно заработанное?

Цена на нефть в последнее время росла и превысила $80 за баррель, конъюнктура неплохая. Но Алексей Кудрин утверждает, что это спекулятивная цена, а в долгосрочном периоде нефть будет стоить гораздо меньше. Кудрин справедливо считает доходы бюджета случайно заработанными – сегодня есть, завтра нет.

«Случайность» бюджета, т. е. зависимость его от цен на нефть, за время кризиса выросла в полтора раза.

Кризис серьезно сказался на российской экономике. Денег не хватает всем. Власть вынуждена наращивать расходы для поддержания политической стабильности – это касается не только социальных выплат, но, например, и развития инноваций (просто логическая цепочка длиннее: инновации нужны, чтобы страна развивалась, поэтому мы тратим на них деньги; мотив эффективности и тут далеко не на первом месте). Макроэкономическая стабильность в этих условиях становится предметом переговоров (как было недавно на встрече Владимира Путина и Алексея Кудрина по вопросу повышения пенсий).

Не хватает денег и распорядителям бюджетных средств. Но в отличие от Кудрина они смотрят только на динамику цен на нефть.

Позиция Минфина: все наши расходы неэффективны, поэтому давайте их вообще прекратим. Правительство, напротив, настаивает на повышении издержек. Позиция ответственного правительства должна состоять в том, чтобы добиваться искоренения коррупции, повышая тем самым эффективность расходов.