Органы молчат по поводу получателей взяток от Daimler

На высшем уровне у нас любят говорить о создании в обществе «атмосферы нетерпимости к коррупции». Но дальше открытия очередного департамента в очередном министерстве, сотрудники которого научат своих коллег честности, дело не идет. В расследовании против Daimler американские власти преподали российским урок, что такое настоящая нетерпимость к коррупции.

Немецкий автоконцерн обвинен в подкупе чиновников из 22 стран ради получения госконтрактов – в результате компания заработала свыше $50 млн незаконной прибыли. По российским понятиям, министерство юстиции США занимается не своим делом: Daimler AG не местная компания, а фактов подкупа американских чиновников не найдено.

В США же считают, что нечистоплотность Daimler напрямую затрагивает интересы страны: компания участвует в госконтрактах, ее акции котируются на NYSE, а деньги на взятки прогонялись через американские фирмы. Теперь автоконцерну грозит штраф до $2 млн, изъятие незаконно полученной прибыли, отзыв лицензий, запрет участвовать в американских госзакупках и даже введение внешнего мониторинга чистоплотности сделок. Руководству компании светит до пяти лет заключения. Неудивительно, что Daimler готова заплатить $185 млн отступных за отказ от преследований.

Российские власти, работающие над «нетерпимостью к коррупции», дело должно заинтересовать. Откаты от Daimler как минимум на 5 млн евро, по данным минюста США, получили сотрудники гаража особого назначения ФСО (его машинами пользуются президент и премьер, причем оба ездят на Mercedes), МВД, Минобороны, мэрии Москвы, Уфы и Нового Уренгоя.

Но уже два дня с момента появления новости отечественные правоохранители излучают равнодушие. В Генпрокуратуре вчера «Ведомостям» не смогли прокомментировать, начата ли проверка по сообщению о взятках. Зато начальник департамента МВД Александр Назаров объяснил, что правоохранителям нужно формальное заявление о преступлении: «международное поручение» (от совбеза ООН, что ли?) или жалоба от Daimler (который пытается замять историю!). Уголовно-процессуальный кодекс обязывает прокуратуру реагировать на сообщения о преступлениях в СМИ, если статей в «Ведомостях», FT, WSJ недостаточно, прошу считать эту колонку таким сообщением.