Суд мог бы стать инструментом интеграции СНГ

Настойчивость Белоруссии в нефтяном споре с Россией может оживить институты Содружества независимых государств. Вчера белорусский минюст подал на Россию иск в Экономический суд СНГ по поводу экспортных пошлин на нефтепродукты. Нефтяной конфликт между нашими странами длится несколько лет и сильно обострился в последние месяцы благодаря созданию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Эта тяжба будет самым громким делом в истории Экономического суда СНГ, о существовании которого до сих пор мало кто слышал. За время своего существования с 1992 г. он рассмотрел 98 дел, но лишь 14% из них разрешают межгосударственные споры (да и те мелкие). Остальное – либо толкование нормативных актов, либо разбирательства, касающиеся социально-экономических прав граждан (с распадом СССР у многих возникли проблемы с пенсиями и льготами).

Экономический суд СНГ не воспринимают всерьез: его решения носят рекомендательный характер. Даже если он решит, что страна действительно нарушила договор, никакими экономическими последствиями это ей не грозит. Разрешив российско-белорусский спор по справедливости, Экономический суд СНГ получит шансы расширить свою компетенцию и стать реально действующим надгосударственным органом власти.

У бывших советских республик полно неразрешенных экономических конфликтов. В рамках СНГ заключено около 400 договоров, многие из которых не выполняются. Немало хозяйственных споров накопилось и у компаний, работающих в разных республиках бывшего СССР и объединенных в одну производственную цепочку. Судиться им приходится либо на территории одной из сторон, либо в стокгольмском арбитраже (подача иска стоит около $200 000). Появись у СНГ независимый международный арбитраж, где можно было бы действительно найти правду, это сработало бы лучше, чем любые призывы к интеграции.

Но смогут ли пять судей Экономического суда СНГ воспользоваться этим шансом и рассудить Белоруссию с Россией по совести? Россия на 41% финансирует бюджет суда, а Белоруссия подарила ему здание в Минске.