Первокласснику труднее попасть в хорошую столичную школу, чем абитуриенту - в элитный университет

Сколько в Москве престижных университетов? Много: МГУ, Вышка, Физтех, МГИМО, ремесленные институты (медицинские, театральные и музыкальные) – и это, полагаю, далеко не полный перечень. С учетом того что на москвичей приходится более половины мест в этих заведениях – каждый год в самые престижные вузы поступает существенно более 5000 выпускников московских школ.

Если к этому списку добавить более чем достойные РГГУ, МИФИ, Финакадемию, Плешку и Бауманку, то наберется и все 10 000. А знаете, сколько сейчас в Москве семнадцатилетних? 94 576 человек. Я уверен, что предложение для москвичей превышает мозгодостойный спрос.

В любом случае хорошо подготовленный абитуриент-москвич, выделяющийся на фоне одноклассников, умеющий решать задачки и интересующийся физикой, неминуемо поступит в престижное место. Вопрос лишь в том, будет это физфак, Физтех или МИФИ. Так было, и я надеюсь, что так будет.

Поразительно, насколько ситуация с первоклассниками отличается от картины с абитуриентами и насколько она отличается от той, что была в советское время. Сейчас родители маленьких москвичей выбирают лучшую школу не в районе, а во всем городе. Так каков же шанс поступить в школу из списка топ-10 в Москве? Допустим, каждая из этих школ набирает 90 человек в год. То есть речь идет о 900 местах. При этом в хорошей государственной школе посещение подготовительных курсов де-факто обязательно для зачисления. Но отправлять ребенка больше чем на два таких курса – скорее вред, чем польза.

Такой уровень конкуренции накладывается на то, что сравнивать детей 6–7 лет на самом деле невозможно (в отличие от семнадцатилетних). Просто потому, что читать и считать в разумных пределах сейчас могут многие дошкольники, а результаты решения сложных задач или психологических тестов мало о чем говорят в перспективе следующих 10 лет. Школы всячески обходят запрет на вступительные экзамены в первый класс, но сложно назвать этот запрет неразумным.

Даже деньги и влияние, пусть и существенные, далеко не всегда помогут решить вопрос поступления в конкретную школу (а если вопрос с легкостью решается деньгами, то стоит подумать о том, все ли так здорово в этой школе). Если школе надо выбрать лишь 90 человек, то среди бывших выпускников, знакомых выпускников и знакомых учителей найдется достаточно и богатых, и влиятельных родителей будущих первоклашек.

В результате мы имеем гигантский конкурс и одновременно принципиальную невозможность построения справедливой (т. е. основанной исключительно на достоинствах ребенка и даже родителей) системы отбора.

Последние десятилетия я много слышу о реформе высшего образования. Это правильно и здорово. Но не пора ли поставить и начать так же активно решать другую задачу? Создания в Москве и во всей России сети хороших школ. Тем более что есть действующие и успешные опытные образцы. И как только разница между лучшими школами в городе и лучшими школами в районе сократится, ситуация нормализуется. Хотя бы потому, что ездить каждый день из Южного Бутова на Кунцевскую в шестилетнем возрасте не самое здоровое решение.