Япония должна играть более важную роль в модернизации России

Главная задача российской внешней политики на современном этапе – это привлечение внешних ресурсов для модернизации страны. Очевидно, что естественным и главным партнером в деле модернизации выступает Европейский союз. С ЕС существует глубокое переплетение экономических интересов; объединенная Европа близка России географически и культурно; с европейцами налажены тесные связи.

Из всех стран Европейского союза самые интенсивные связи у России с Германией. Поразительно, но страна, откуда 70 лет назад в Россию пришла самая опустошительная в ее истории война, считается сегодня едва ли не лучшим другом России на Западе. Поразительно и то, что после почти 50-летней военной оккупации Восточной Германии немцы относятся к русским с искренним уважением. В итоге российско-германская связка – один из важнейших активов внешней политики Москвы.

На востоке ситуация иная. Самый крупный сосед РФ – Китай. Китайская экономика на подъеме уже четвертое десятилетие. Китай лучше всех ведущих стран пережил кризис. Он только что сменил Германию в качестве мирового экспортера № 1 и вскоре готовится сменить Японию в качестве второй экономической державы мира – по паритету покупательной способности. Объем российско-китайской торговли в предкризисном 2008 году составил $56 млрд, что не намного ниже товарооборота с Германией (67 млрд).

Проблема в том, что Китай вследствие все еще невысокого технологического уровня его экономики не может выступать в качестве ресурса модернизации для России. Отношения с Китаем, безусловно, важны, но по другим основаниям. Между тем восток России, граничащий на большом протяжении с КНР, представляет собой одновременно источник различных природных богатств и наименее освоенную территорию страны. В условиях глобализации такое положение представляет собой серьезный геополитический вызов России.

Без глубокой интеграции Тихоокеанской России в общенациональное экономическое, транспортное, гуманитарное пространство единство страны будет оставаться условным. В Приморье шутят: когда-то про Владивосток говорили, что это город «далекий, но нашенский», а сейчас вздыхают: «Нашенский, но о-о-очень далекий!» Одним уменьшением числа часовых поясов эту проблему не решить. С другой стороны, без интеграции самой России – от Владивостока до Петербурга – в Азиатско-Тихоокеанское экономическое пространство страна будет оставаться периферийной по отношению к самой динамичной части мировой экономики.

Пока не поздно, необходимо реализовать эту двойную интеграцию. Для этого на востоке, как и на западе, Россия нуждается в надежном партнере. Главным кандидатом на эту роль является Япония. Она обладает высокоразвитой экономикой и современными технологиями. От нее не исходит военная или иная угроза безопасности России. Она географически близка и политически предсказуема.

Российско-японские экономические отношения развиваются успешно, даже несмотря на наличие 65-летнего территориального спора из-за южнокурильских островов. Объем торговли с Японией составил в 2008 г. $29 млрд. Японцы покупают газ с Сахалина и строят автомобили под Петербургом. Как и в других подобных случаях, вопросы иностранных инвестиций определяются главным образом инвестиционным климатом в стране, их принимающей.

Тем не менее нерешенность территориальной проблемы существенно сужает перспективы сотрудничества. Отношения с Германией были бы далеко не такими теплыми сегодня, если бы статус Калининграда не был определен. Кстати, то же можно сказать и об отношениях с Китаем. Не зря Путин как-то заметил, что считает урегулирование территориальной проблемы с КНР главным внешнеполитическим достижением своего президентства. В свое время Кремль правильно решил: затягивание решения вопроса о границе не в интересах России.

В отношении Японии верх взяла другая логика. Поскольку договориться до сих пор не удалось, нужно передать островную проблему будущим поколениям. В конце концов, японского экспансионизма в России боятся гораздо меньше, чем китайского.

Эта логика ведет к упущенным возможностям. Россия, конечно, проживет и без международно оформленной морской границы с Японией. Но ситуация в Северо-Восточной Азии продолжает быстро меняться не в ее пользу. Сравнивать уровень развития российских приграничных городов не только с положением у японских и южнокорейских, но уже и у китайских соседей становится все неприличнее. Итог такой динамики может оказаться печальным.

России нужна «Германия на востоке». Эту роль может и должна сыграть Япония. Отмахиваться от необходимости решения территориального вопроса – близоруко, перекладывать его на плечи будущих поколений – безответственно. Достичь приемлемого для обеих сторон компромисса будет трудно, и не все будут довольны. Но время действовать пришло, откладывать и отступать нельзя. Новый премьер-министр Японии Юкио Хатояма стремится завершить дело своего деда, договорившегося о прекращении состояния войны и установлении дипотношений между двумя странами. Это шанс.

В сентябре этого года в рамках Ярославского форума президент Дмитрий Медведев встретится с канцлером Германии Ангелой Меркель и премьером Хатоямой. Это во многих отношениях символическая встреча. Очень важно, чтобы она также сигнализировала о начале качественного поворота в отношениях между Россией и Японией, выводящего их на уровень российско-германских. Активно сотрудничая со странами, с которыми она воевала в прошлом веке, Россия сможет одержать самую важную для себя победу в начале нынешнего столетия – победу над собственной отсталостью.