Зачем миру "крыша"

Просторы «вершины мира» – Крайнего Севера – в начале ХХ в. волновали только искателей приключений. Сейчас эти территории привлекают практиков – ученых, бизнесменов и политиков. Серьезные исследовательские программы в Северном Ледовитом океане ведут не только приарктические страны (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания), но и Франция, Великобритания, Япония и Китай. Встреча министров иностранных дел государств арктического бассейна в конце марта, недавние переговоры российского президента в Копенгагене и Осло подчеркивают значение этого региона в будущем.

Некоторые опасаются, что обширные и слабоконтролируемые пространства севера могут быть использованы как плацдарм для запуска ракет или других враждебных действий. Однако большинство военных экспертов отрицают такую возможность. Сейчас важнее кто и как будет осваивать минеральные и биологические ресурсы Северного Ледовитого океана. Только на территории Баренцева моря, разграниченной на днях между Россией и Норвегией, запасы углеводородов оцениваются в 7,6 млрд т условного топлива. Ученые и эксперты спорят об общем объеме месторождений на дне континентального шельфа. По данным исследователей United States Geological Survey во главе с Дональдом Готье, Арктика может содержать около 50 трлн куб. м газа и около 90 млрд баррелей неразведанных запасов нефти (примерно 11 млрд т). Это больше совокупных ресурсов Нигерии, Казахстана и Мексики. По данным министерства энергетики США, Крайний Север хранит около 22% неразведанных мировых запасов углеводородов. По оценкам российского Минприроды, только в отечественном арктическом секторе можно извлечь 120 млрд баррелей (15 млрд т) нефти и почти 85 трлн куб. м газа.

Углеводороды и рыба – не единственные ресурсы Арктики. Сейчас Северный морской путь, проходящий вдоль

российских берегов, используется для сезонного снабжения отдаленных территорий Сибири и Дальнего Востока и вывоза части продукции, добытой в Заполярье российскими компаниями. Регулярная навигация может сделать привлекательными морские перевозки из Северо-Западной Европы и Восточного побережья США на Дальний Восток – этот путь короче привычного маршрута через Суэцкий канал. На сегодняшний день перспективы этого транспортного коридора не ясны.

Исследователи из Кембриджского университета прогнозируют, что суда смогут плавать в арктических водах без ледокольного сопровождения уже в 2020 г. Российские гляциологи полагают, что льды тают не так быстро и коммерческое мореплавание невозможно без использования отечественного ледокольного флота.

Как осваивать ресурсы Арктики? В 2007–2008 гг. действия России, США и Канады напоминали соперничество испанских и португальских конкистадоров в Южной Америке и европейских колонизаторов в Африке ХIХ в. Каждая сторона доказывала выгодную для себя конфигурацию шельфа, направляя в полярные воды дорогостоящие научные экспедиции и устанавливая во льдах и на дне океана государственные символы. Однако такое соревнование представляется малоперспективным. Разведка, добыча и последующая доставка нефти и газа, находящихся на значительной глубине и в суровых климатических условиях, требует колоссальных инвестиций. По данным президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, для освоения российской части шельфа до 2050 г. потребуется около $2,5 трлн. В конце концов приарктическим странам не избежать совместных проектов исследования морских глубин, разработки технологий нефте- и газодобычи в экстремальных условиях Северного Ледовитого океана. России есть что предложить своим потенциальным партнерам. Масштабные исследования арктического шельфа и доставка добывающего оборудования, а также навигация по Северному морскому пути в ближайшее время невозможны без отечественного ледокольного флота, который после ввода новых кораблей этого класса в 2009 г. укрепил свое лидирующее положение в мире.