Империи должны уметь уходить

В мае 1972-го Ричард Никсон и Генри Киссинджер по дороге из Москвы домой остановились в Иране. Киссинджер, большой ценитель женщин, сфотографировался в ночном клубе в обнимку с танцовщицей по имени Надя. Фотография появилась на первой полосе «Вашингтон пост», в то время как фото президента, которого приветствовали в Варшаве 300 000 поляков, попала на внутренние страницы. Уильям Сэфайр, спичрайтер Никсона, подначивал Киссинджера: «Что теперь должен сделать президент (чтобы попасть на первую полосу. – А. К.)?» «Добиться мира во Вьетнаме», – ответил тот.

Никсон не успел закончить войну – Уотергейт помешал. За него это сделал Джеральд Форд. 35-я годовщина окончания вьетнамской войны, точнее, падения Сайгона, лишившегося поддержки США, очень аккуратно отмечалась американскими СМИ – телеканалы показывали кадры эвакуации, «Нью-Йорк таймс» напечатала короткие лирические раздумья о трагедии. «Ястребы» рассуждали о том, что из Вьетнама нельзя было уходить, потому что Америка потеряла множество стран-сателлитов. Примерно в той же логике у нас в России отмечали 20-летие вывода советских войск из Афганистана. Вьетнам так же отягощает историческую память Америки, как и Афганистан – России. Но, несмотря на целое поколение мужчин, навсегда отравленных этими трагедиями, и та и другая война – забытые. Потому что несправедливые (прежде всего по отношению к своим народам) и проигранные.

Забыто и то, что Советский Союз участвовал в войне на стороне Северного Вьетнама. У каждой из сверхдержав было свое понимание «бремени белого человека»: одни устанавливали ценности демократии, другие утверждали социализм. Война стоила во Вьетнаме 58 000 жизней американцев и 3 млн вьетнамцев. Советскому Союзу еще повезло: вьетнамцы сами отказывались от советского «человеческого мяса», хотя в середине 1960-х оно настойчиво предлагалось. Зато с благодарностью была принята помощь военных и гражданских специалистов: деятельность советских военспецов в строительстве системы ПВО обернулась тысячами сбитых американских самолетов. Экономические вливания оказались более чем масштабными. Скажем, в 1970 г., по данным Рудольфа Пихоя, Вьетнам стоил СССР 316 млн руб., или 45% общей помощи Советского Союза странам соцлагеря.

Правда о войне поступала к нам из лагеря противника: «Правда» радостно перепечатывала из «Нью-Йорк таймс» так называемые Pentagon Papers – попавшие в руки журналистов материалы о том, как США вовлекались в войну.

Урок забытых войн – империям надо уметь вовремя уходить. Как это сделали, правда все равно с опозданием, Форд и Горбачев. А во Вьетнаме американцы в итоге по-своему победили. Они теперь главный торговый партнер бурно развивающейся вьетнамской рыночной экономики. Нашим остается только участвовать в качестве наблюдателей в военном параде в городе Хошимине – вместе с кубинцами.