Мнения
Бесплатный
Алексей Непомнящий
Статья опубликована в № 2598 от 05.05.2010 под заголовком: Цифра недели: 100 000 сертификатов

Программу утилизации придется продлевать

Эксперимент по спонсируемой государством утилизации старых автомобилей уже на полпути к своему завершению: по данным на 13.30 вчерашнего дня, с начала работы программы 8 марта Минпромторг выдал 101 310 сертификатов. Темпы работы программы растут: она избавляется от неизбежных «детских болезней», да и покупатели вошли во вкус. Так что оставшаяся половина сертификатов будет роздана еще быстрее, а значит, эксперимент скорее всего будет завершен уже в июне.

Что дальше? «АвтоВАЗ», столкнувшийся с неожиданным дефицитом машин, будет еще 3–4 месяца собирать заказанные по программе автомобили, а осенью его продажи сильно просядут. Об этом свидетельствует опыт автопроизводителей в других странах, где правительства также спонсировали утилизацию. Нет причин считать, что у нас ситуация будет сильно отличаться: спрос на машины растет очень медленно, по оценкам большинства экспертов, продажи в 2010 г. вырастут не больше чем на 10–15%, да и то в основном благодаря той же утилизации. Остальные автопроизводители, кстати, эффекта отмены не заметят: на всех них приходится чуть более 20% продаж по этой программе, утилизационные стимулы для них – это приятное дополнение к собственным продажам, а не способ выживания, как для «АвтоВАЗа».

Продлевать действие программы государство планирует, говорят чиновники, это даже записано в плане мероприятий на 2010 г. в стратегии развития автопрома. Но делать это в нынешнем году государство не собирается: нужно, мол, сперва оценить, как закончится нынешний эксперимент, говорил недавно премьер Владимир Путин. По большому счету ждать нечего: и сейчас понятно, что «АвтоВАЗ» пока не может оставаться на плаву, если государство не будет стимулировать спрос на выпускаемые им автомобили подобными мерами. Если не выделить на утилизационные выплаты дополнительных денег, перед государством к концу года вновь может встать вопрос о затыкании дыр в бюджете завода. Мероприятие это довольно затратное: только в прошлом году оно обошлось бюджету в 37 млрд руб. Но эти деньги лишь помогли «АвтоВАЗу» протянуть еще несколько месяцев и не решили главных проблем завода: устаревшего модельного ряда, плохого качества машин и низкой производительности труда.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать