Модернизации мешает визовый режим

Осенью прошлого года в образовательной сфере произошло несколько важных событий. В частности, состоялся первый конкурс вузов на статус национальных исследовательских университетов. Победители сразу объявили о том, что одним из важнейших элементов их стратегий станет рекрутирование иностранных специалистов. Многие зарубежные преподаватели начали с интересом посматривать на растущие перспективы образовательной деятельности в России.

Не секрет, что наша страна отстает в сфере международного научно-образовательного сотрудничества. В докладе, представленном в Лондоне 27 марта 2010 г., сравнивалось 11 стран (ведущие развитые страны, страны БРИК, Нигерия и Малайзия) по масштабам мобильности студентов и ученых, по степени политического благоприятствования интернационализации образования. Россия заняла в рейтинге восьмое место, опередив только Индию, Нигерию и Бразилию. Особенно огорчает наше отставание от Китая, который кажется нам существенно более закрытым и менее либеральным государством, что не мешает ему иметь благоприятный режим для поддержки международного сотрудничества.

Наше отставание замечено. В послании Федеральному собранию от 12 декабря 2009 г. президент Дмитрий Медведев говорил о необходимости приглашения в Россию наиболее авторитетных иностранных ученых и об упрощении правил приема на работу специалистов из-за рубежа. Однако интернационализации российского образования сегодня по-прежнему мешают визовые препоны. В последние годы иностранным специалистам не нужно было получать разрешение на преподавательскую работу. Правда, заветная рабочая виза давалась преподавателям только на год и профессоров приходилось ежегодно увольнять, объясняя им, что это происходит «понарошку». Но радовало уже то, что хотя бы процедура регистрации иностранных преподавателей в органах Федеральной миграционной службы носила уведомительный характер.

В Высшей школе экономики действует система конкурсного поиска нужных специалистов. Как и в любом хорошем зарубежном университете, она довольно сложна и включает участие представителей вуза в своеобразных академических ярмарках на главных конференциях, приглашение нескольких кандидатов на вакансию в Москву на интервью, проведение заседаний международного отборочного комитета. Эта система дает плоды. Уже в 2008 г. в Высшей школе экономики на полной ставке работали 13 иностранных специалистов, а в 2009 г. на вакансии было подано более 200 заявок. Активизировались и другие университеты, а Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС), пробив все бюрократические барьеры, даже пригласил американского специалиста на должность проректора.

Другое событие осени прошлого года было совсем не обнадеживающим. В октябре 2009 г. Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) по Москве изменило порядок приглашения преподавателей – иностранных граждан для чтения лекций в российских вузах. Изменилась статья 13 Федерального закона от 25.07.2002 (ФЗ-115) (ред. от 28.06.2009) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В п. 4 новой редакции закона говорится: «Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников». В этой трактовке, несмотря на то что преподаватель-иностранец по-прежнему не должен получать разрешение на работу в России, он не может получить рабочую визу, если у приглашающего вуза нет квоты на привлечение и использование рабочей силы.

Университеты не были уведомлены о нововведении, не говоря уже о том, что они не были предупреждены заранее. В ноябре 2009 г. многие университеты, обратившись в УФМС для оформления приглашений для рабочей преподавательской визы, неожиданно для себя получили отказ. Более того, в ряде регионов УФМС стали требовать прекращения действующих трудовых контрактов с иностранными преподавателями, поскольку у вузов нет соответствующих квот.

Процесс расторжения таких трудовых договоров в 2010 г. приобрел лавинообразный характер. Десятки иностранных преподавателей, в том числе работающие в соответствии с международными соглашениями о сотрудничестве, были вынуждены прекратить работу и покинуть Россию.

Многие профессора, чьи научно-образовательные планы сформировались давно, не готовы мириться с неожиданным отъездом. Они согласны продолжать работу даже бесплатно по так называемой научной визе. Однако эта виза действительна всего 90 дней. По истечении этого срока иностранцы вынуждены выезжать за границу (особенно популярна в таких случаях Украина), где получают новую российскую визу.

Объясняя изменения в законе, сотрудники УФМС ссылаются на закрытое распоряжение прокуратуры, связанное с незаконным принятием на работу в один из лицеев города Набережные Челны учителя-иностранца и обвинением в аналогичном нарушении, предъявленном одной из московских школ.

Получается, что это достаточная причина для создания препятствий развитию национальных исследовательских университетов, где должны быть созданы комфортные условия для привлечения к преподаванию лучших зарубежных кадров.

Новый порядок фактически уничтожает различия между преподавателями и другими категориями трудовых мигрантов, существенно удлиняет и утяжеляет процедуру оформления их виз. В соответствии с ним вузы должны подавать заявки на приглашение преподавателей и исследователей задолго до их приезда. Сначала предлагается указать число людей и их гражданство, а за год до начала работы нужно точно назвать фамилии приглашенных. Получается, что вузы лишаются возможности проводить конкурсы, чтобы пригласить на следующий учебный год лучших преподавателей. Согласно новым правилам между решением конкурсной комиссии и приездом иностранного преподавателя в страну должно пройти более года, на что мало кто из преподавателей согласится. При этом вузы лишены возможности корректировать свои планы по приглашению зарубежных преподавателей в течение календарного года, так как разрешение пригласить «внепланового» преподавателя может быть получено только в случае отказа другого вуза от своей заявки. Новая трактовка закона ставит под вопрос даже приглашение иностранцев для чтения краткосрочных курсов и лекций на семинарах и конференциях в рамках программ повышения квалификации, если приглашенные профессора получают за свои выступления гонорары.

К этой удручающей картине приходится добавить и такой штрих, как громоздкая система признания научных степеней. Известны случаи, когда наши соотечественники и иностранные ученые с докторскими степенями ведущих зарубежных университетов не принимались на работу как доценты, если их дипломы не были нострифицированы, т. е. официально признаны наравне с российскими степенями кандидата наук.

Вся эта деятельность выглядит особенно абсурдной на фоне существенного облегчения процедур въезда и выхода на рынок труда для иностранных специалистов в других странах. Пока мы воздвигаем барьеры перед выпускниками американских аспирантур, ведущие университеты США, Китая, Бразилии и десятков других стран охотятся за нашими молодыми кандидатами, дают им вид на жительство и не заставляют переводить диссертации.

Известно, что, выполняя поручение президента России, ведомства приступили к подготовке нового закона, который призван существенно облегчить визовый режим. Однако сегодняшняя ситуация показывает, что создавшуюся атмосферу неуверенности вокруг привлечения иностранных специалистов придется преодолевать не один год. От руководства Генеральной прокураторы и Федеральной миграционной службы зависит репутация страны в мировом научно-образовательном сообществе. Найдут ли они волю и возможность вернуться к прежней трактовке законодательства, исключающей необходимость получения разрешения на приглашение преподавателей? Можно предложить и временный ход – принять постановление правительства, которое хотя бы на год исключило должности преподавателей и научных работников из списка тех, для кого требуются квоты. Проект такого постановления существует, но он затерялся в согласованиях где-то между Минобрнауки и Минсоцздравом.

Остается только посоветовать ответственному за инновационный научно-технологический комплекс в Сколкове Виктору Вексельбергу подать, пока не поздно, заявку в ФМС на получение квоты для приглашения нобелевских лауреатов. И не забыть предупредить этих лауреатов о том, что им надо будет нострифицировать свои гарвардские дипломы в Рособрнадзоре, что через год их уволят и им придется ехать на Украину продлевать визу.