Передовая наука с практическим оттенком стоит больших денег

Ли Юн Хон Чинг родилась в Восточном Китае. Наукой она заинтересовалась еще маленькой девочкой и после окончания школы поступила в местный университет на биологический факультет. Прошло лишь три месяца после начала занятий, как ее кампус посетила представительная делегация министерства образования Сингапура. 30 лучшим студентам, в том числе Ли Юн, сингапурцы сделали предложение, от которого невозможно отказаться. Переезд в Сингапур, стипендия и полностью оплаченное образование.

Скауты из Сингапура ездят по всей юго-восточной Азии, скупая таланты. Подающие надежды молодые парни и девушки из Вьетнама, Таиланда, Индонезии, Малайзии, Индии и даже Ирана с радостью уезжают в город-сад с одной из лучших систем образования в мире. Стипендии в $500–1000 более чем достаточно для комфортного проживания, даже несмотря на то что Сингапур по ВВП на душу населения ($50 000) одна из самых богатых стран мира. Иногда стипендия оказывается в 10 раз больше зарплаты родителей счастливчиков.

Одно из условий получения стипендии – это продолжение учебы в аспирантуре. Если таланта для поступления в аспирантуру не хватит или желание заниматься наукой пропадет, всю выплаченную стипендию придется вернуть. Зато если продолжать заниматься наукой, Сингапур предоставит еще одну стипендию и оплатит, если необходимо, обучение в аспирантуре любого ведущего университета мира – желательно уровня Гарварда, Кембриджа или «Эколь нормаль супериор». Мотивация пойти по пути науки у стипендиатов, как несложно понять, запредельная.

Тут скептически настроенный читатель может решить, что в Сингапуре живут психи или идиоты: какой смысл оплачивать образование тем, кто вернется на родину или останется работать в США? Все не так просто. Условием получения большой части стипендий для аспирантов является отказ от гражданства своей страны и принятие гражданства Сингапура. «Я до сих пор хорошо помню тот день, когда пришла в китайское посольство, чтобы сдать свой паспорт, – признавалась Ли Юн в интервью передаче The World. – Мое сердце сопротивлялось, ведь это была моя родина». Но душевные муки не остановили Ли Юн.

И, конечно, как коренные, так и новоявленные граждане, получившие стипендию, обязаны несколько (до шести) лет отработать в Сингапуре. Естественно, работают они не учителями в школе, а в суперсовременных исследовательских комплексах. Я четыре месяца прожил в Сингапуре и за весь остров не скажу, но рядом с моим кампусом в шаговой доступности таких было три: Биополис, Фуджинополис и Научный парк.

«Если мы не привлечем иностранные таланты и не создадим для них комфортабельные условия, мы не станем глобальным городом, – говорил в 2003 г. основатель Сингапура Ли Кван Ю. – А если мы не глобальный город, то все было напрасно». Дни региональных государств ушли в прошлое.

Система поиска талантов в Сингапуре продумана на каждом из этапов. От поиска до применения на благо государства. Безусловно, передовая наука с практическим оттенком стоит больших денег. Видимо, миллиардов долларов. У России есть миллиарды долларов. Да и задача попроще – ведь и собственных талантов у нас немало.