"Есть источник ресурсов, давайте его забирать и двигаться вперед"

Мне комфортно работать с нынешним акционером. Я знаю, как это делать. И, мне кажется, умею это делать», – признавался пять лет назад президент ВТБ Андрей Костин. С тех пор он только совершенствует этот навык, хотя в реестре акционеров ВТБ после IPO компанию государству составляют и миноритарии.

Список достижений ВТБ и Костина лично на данном поприще весьма объемен. Из наиболее заметного за последнее время приведу участие Владимира Путина в конференции банка для инвесторов (это для имиджа) и увеличение в прошлом году капитала за счет допэмиссии, выкупленной практически полностью государством (это для бизнеса).

Импонирует решительность Костина, не страдающего щепетильностью. Осенью 2008 г. банкиры придумали схему обмена облигационными выпусками, чтобы потом получать под них финансирование от ЦБ. Представители большинства банков отказывались ее обсуждать. Костина же это не смутило. «Надо шарашить из всех орудий, надо использовать все возможности, чтобы обойти конкурентов. Кто в кризисе умеет работать, тот умеет работать и в нормальной ситуации», – заявил он. И призвал не быть лицемерными и пугаными: есть источник ресурсов, давайте его забирать и двигаться вперед, развиваться быстрее, чем западный мир.

Вот только один такой источник, который 1,5 года назад для многих банков был пределом мечтаний, сегодня уже не столь привлекателен. Речь идет о субординированных кредитах, которые государство выдало банкам на 10 лет (под 8% годовых), чтобы они эти деньги направили на кредитование экономики, превысив ставку рефинансирования не более чем на 3%. Призывы банкиров снизить ставку по таким кредитам вице-премьер и министр финансов, а по совместительству и председатель наблюдательного совета ВТБ Алексей Кудрин счел неуместными. И заявил, что условия пересматриваться не будут, а недовольные могут расплатиться с государством досрочно.

Костина это ничуть не смутило. И несколько дней спустя о пересмотре ставки по субординированным кредитам он в личной беседе попросил непосредственного начальника Кудрина – Путина. Теперь Минфин изучает такую возможность, а дело коллег Костина – предоставить необходимые расчеты. Сам же он может готовиться к новым свершениям.