Голодовка как средство связи

Вся наша чиновничья система похожа на такой самолет, на нем лететь-то невозможно, а развиваться – тем более. Может, и прав Медведев, строящий Сколково как отдельное государство. Наверное, только огородив заборами и не пуская внутрь текущую российскую действительность, можно создать условия не сопротивления, а развития. Но что делать тем, кто останется за этим забором? Тем, кто хотел бы получать результаты здесь и, какой бы смех это ни вызвало у чиновников, быть нужным своей стране.

Михаил Ходорковский провел однодневную голодовку и добился, что Медведев подтвердил, что он в курсе и прочитал его обращение. Повлияет ли это на ситуацию с самим Ходорковским, не ясно, но внимание к проблеме было привлечено. Голодать решил не только он. В сизо № 4 19.05.2010 начал и продолжает по сей день голодовку предприниматель Владислав Полторацкий. Он обвиняется в мошенничестве и находится в сизо уже два года и три месяца. Дело передано в суд. Суд уже несколько раз возвращал дело в прокуратуру, но из тюрьмы Владислава выпускать отказывается. Говорят, может скрыться. Полторацкий голодает, требуя просто исполнения закона.

Другой жанр – видеоблоги как снежный ком нарастают по мере выхода на свободу предпринимателей из сизо. Юрий Финк, освободившийся в апреле, записывает обращение к президенту с просьбой провести независимое расследование рейдерского захвата. Евгений Чичваркин из Лондона называет фамилии. По сути, голодовки и видеообращения – это одно и то же явление, показывающее, что коррупционно-бюрократическая система работает только на себя, в своих интересах, ради своего насыщения. Права человека – это пустой звук, вызывающий у властей циничную улыбку. Информация, сигналы не проходят ни снизу вверх, ни сверху вниз. Законы, даже самые позитивные, просто не исполняются. Контроля за их неисполнением нет. Огромная, не пропускающая внешних сигналов система наполнена соответствующими исполнителями. Людьми, для которых живой человек не является ценностью. Он просто препятствие, от которого надо немедленно отделаться. Это люди системы, не принимающие решений, а транслирующие общее направление приложения силы, идущее из советского прошлого, – подавление.

Есть такое выражение: «Клиент мешает работе». Хорошо слаженному коррупционно-бюрократическому аппарату удалось достичь полной гармонии: клиенты – граждане ему не мешают. Их протесты и жалобы ловко подавляются. На любые проявления несогласия представители партийного большинства отвечают: происки врагов. Мы помним эту отговорку еще с советских времен. Лучший способ ничего не делать – свалить вину на кого-нибудь, «происки империалистов» – лучшая отговорка.

Прорваться сквозь эту систему практически невозможно. Только видеоблоги и голодовки, адресованные первому лицу государства, – единственный микроскопический шанс обратить на себя внимание. Если его не использовать, надежды на справедливость практически нет. У меня есть подруга, которая не первый год воюет за мужа, отправленного на зону на семь лет. Она очень радуется, что активом, который отобрали у мужа, заинтересовался влиятельный клан. Она надеется вытащить мужа за счет битвы господ. Это действительно позитивный для нее тренд – у кланов есть возможность использовать друг против друга неформальные административные возможности, которых у нее нет. Ведь возможности обычного человека ограничены роликом для youtube.

Система, не принимающая и не обрабатывающая сигналов извне, похожа на самолет, который не реагирует на команды пилота. А пилот, в свою очередь, не реагирует на сигналы опасности, подаваемые бортовым компьютером самолета, потому что не знает, ошибочные они или нет. Нельзя рассчитывать, что полет такого самолета продолжится долго.

Мы могли бы развиваться не хуже Китая, могли бы заново строить экономику, если бы не приходилось ежедневно преодолевать сопротивление и подавление, которое уменьшает и без того бедный предпринимательский ресурс. Непробиваемая система сдерживает и подавляет это развитие. Может ли она исправиться сама и начать обрабатывать сигналы о неисправностях или степень ее разрушения прошла «точку невозврата» и борт «Россия» неуправляем?