"Мегафон" стал вторым

Со дня своего рождения «Мегафон» всеми воспринимался как сотовый оператор номер три. Тогда, в 2001 г., многие вообще удивлялись: что еще за «Мегафон», когда есть МТС и «Билайн»! Третий игрок просто не окупит инвестиции. Впрочем, находились и те, кто горячо приветствовал ликвидацию рыночного двоевластия: наконец-то сотовая связь станет дешевле, потирали они руки, а то телефонисты-монополисты совсем распоясались!

Скептики потерпели поражение. «Мегафон» уже много лет прибылен, тарифы благодаря конкуренции снизились в разы (сейчас сотовая связь в России – одна из самых дешевых в мире), да и российские доходы операторов сотовой «большой тройки» уже давно сопоставимы друг с другом. Тем не менее у «Мегафона» по-прежнему имидж оператора номер три. Во многом это справедливо. Во-первых, в отличие от МТС и «Вымпелкома», давно превратившихся в международные компании, «Мегафон» по-прежнему работает почти исключительно в России (если не брать в расчет 432 000 абонентов в Таджикистане и операции в Южной Осетии и Абхазии). А во-вторых, большинство из нас по-прежнему увязывают масштаб сотового бизнеса с количеством абонентов. У кого больше абонентов, тот и «главнее». Понятно, что в ситуации, когда на руках у россиян уже 211,7 млн sim-карт – в 1,5 раза больше, чем самих россиян, обращать внимание на это особо не стоит. Но ничего не поделаешь – привычка.

По числу абонентов безусловным лидером остается МТС – даже с поправкой на то, что она учитывает в том числе пользователей, не платящих по полгода, которых «Вымпелком» и «Мегафон» абонентами уже не считают. Вторым всегда был «Вымпелком». Но теперь вдруг выяснилось, что второй – «Мегафон». В апреле 2010 г. у него было 52,04 млн российских пользователей, а у «Вымпелкома» – 50,8 млн, сообщила AC&M-Consulting. Можно говорить, что это не важно, что на самом деле новых абонентов на рынке давно не осталось, а затраты на переманивание чужих не окупаются доходами от перебежчиков... А можно взглянуть на цифры. Доходы «Мегафона» растут даже быстрее, чем у конкурентов. В I квартале они прибавили (по сравнению с тем же периодом 2009 г.) 10,8%, а у «Вымпелкома», к слову, – всего 5%.

Конкурентам очень не нравится, что «Мегафон» снижает тарифы. С конца марта 2009 г. минута разговора в сети «Мегафона» подешевела на 10% (до 1,08 руб.). Но доходы в итоге выросли, причем даже больше, чем на 10%! Неудивительно: добрая половина абонентов-«новобранцев» – это покупатели модемов для беспроводного интернет-доступа, которые приносят операторам ощутимую прибавку к доходам.

Правда, рентабельность у «Мегафона» неумолимо снижается. Все-таки война за долю рынка требует жертв.