Портрет идеального капиталиста

Мы и не заметили, до чего прочно вселили в нас уверенность, что народ наш с готовностью поддержит любое выступление, в котором что-либо западное ругают, а наше хвалят. Но теперь видно, что эти стереотипы насчет собственного народа пора подвергнуть тщательной проверке. В ходе майского опроса «Левада-центра» россиян просили указать, какие качества присущи западным бизнесменам и какие – отечественным предпринимателям. Предлагался набор из восьми качеств, считающихся положительными, и восьми симметричных отрицательных.

Портрет нашего предпринимателя вышел нелицеприятный. Главным качеством оказалась «жажда наживы». На втором месте – склонность к жульничеству. «Неразборчивость в средствах», «нежелание честно трудиться», «авантюризм»... Публика с упоением клеймит российскую молодую буржуазию. (Но примечательно: чем дальше люди от деловой активности, тем их негодование горячее.)

Антибуржуазный настрой в обществе, казалось бы, налицо. Подчиняясь ему, даже сами российские предприниматели больше критикуют себя, чем хвалят. Под такие настроения властям всех уровней легко их «нагибать», «строить», не говоря о том, что «доить», а при случае и экспроприировать. Некому будет их пожалеть.

Но значит ли полученный результат, что народ желает вычеркнуть капитализм из своих появившихся в 90-е гг. мечтаний? Отнюдь, как говорил покойный Гайдар. Просто люди хотели бы, чтобы наш бизнес был чистым и цивилизованным. (Ведь именно таковы были надежды первых кооператоров на самой заре экономических реформ.) Оттого-то и обрушиваются с критикой на предпринимателя-соотечественника, пытающегося вести дела на рынке, который никак не назовешь свободным. А «западному бизнесмену» достаются одни комплименты. Ему в семь раз чаще приписывают позитивные черты, нежели негативные. И даже российские деловые люди видят в западных коллегах в полтора раза больше добродетелей, чем в себе, а грехов – в пять раз меньше.

Что это значит? Видно, что респонденты отказались от надоевшей им манеры утверждать: раз наше, значит, заведомо лучше западного. На что же ее сменили – на пресловутое «низкопоклонство перед Западом»? Конечно, нет. Его нет теперь, как не было и тогда, когда с помощью такого обвинения подлецы убирали тех, кто им мешал.

Настоящего западного бизнесмена никто из опрошенных в глаза не видел. Дело не в нем. Ситуация опроса позволила людям показать, какой капитализм они отвергают, а какого ждут. Они описали его через портрет – разумеется, идеализированный – делового человека, какого у нас нет, но какой нам нужен. Его характеризуют «деловая хватка» (55%), «трезвый расчет, рационализм» (49%), «высокий профессионализм, компетентность» (45%), «трудолюбие» (40%), а также инициативность, честность, культура (по 21–26%). Молодых и образованных людей, многие из которых задумываются о собственном деле, эти качества привлекают заметно чаще, но нужны они всем.