«Деревенские» на «городских»

Пришло лето, россияне поехали на дачи. Не только на выходные, но и в отпуск: раздумывая об отдыхе, каждый пятый россиянин выбирает дачу. Дача – второе по популярности место отдыха после собственной квартиры или дома: по данным ВЦИОМ, в 2009 г. дома отдыхали 59% опрошенных, на даче – 22%, остальные варианты набирали меньше 10%. В этом году ситуация схожая: дома планировали отдохнуть 55%, на даче – 19%.

Не только отдохнуть, но и поработать: приусадебные участки остаются существенным средством производства сельхозпродукции: по данным Росстата, хозяйства населения производят примерно половину ее в стране. В 2009 г. – 46,4%, сельхозорганизации произвели 45,9%, фермерские хозяйства – 7,7%.

Дача – от слова «дать» – это дарованная феодалом или царем земля. Культура дачной жизни и сами дачи много раз менялись на протяжении столетий, превратившись к концу советского периода истории в способ подкормить народ внебюджетными средствами. Рабочие и служащие получали небольшие участки в коллективных садоводствах для выращивания продовольствия, которого не хватало. Как часть советской потребительской мечты наша дача отличалась, скажем, от американской (собственный дом) как раз возможностью личного сельскохозяйственного производства. Эта возможность, к слову, была очень востребована в переходный период после распада СССР. Востребована она и сейчас, поскольку переходный период продолжается.

Российские дачи – это, безусловно, элемент нашей культуры. Но, оказывается, это еще и свидетельство незавершенной социальной модернизации. Мы писали («От редакции: месть и закон», «Ведомости» от 15.06.2010) о том, какую роль в социальной модернизации играет переход общества от неписаных правил к писаным, т. е. к соблюдению законов. Урбанизация населения – еще один важный показатель.

В России 73% населения живет в городах, причем последние 20 лет доля не менялась (данные доклада «Социальное и демографическое развитие России», подготовленного по инициативе ЮНФПА в 2010 г.). Казалось бы, мы можем благополучно отнести себя к урбанизированным странам. Впрочем, у нас к городскому населению относятся и жители поселков городского типа, а 15% российских городов не соответствуют законодательному критерию минимальной численности в 10 000 человек.

Авторы доклада «Готово ли российское общество к модернизации?», подготовленного Институтом социологии РАН в сотрудничестве с фондом имени Фридриха Эберта, отмечают и важные качественные характеристики российского городского населения. Оказывается, что в массе своей горожане прошли первичную социализацию в более мелких населенных пунктах, чем те, где они живут сейчас: 37% совершеннолетних россиян прошли первичную социализацию в селах и лишь четверть – в крупных городах. 10% жителей крупных городов – выходцы из деревни.

Мировоззрение коренных жителей мегаполисов и горожан в первом поколении сильно различается. Выходцы из деревни в качестве приоритетов модернизации гораздо чаще видят социальную справедливость, потомственные горожане – борьбу с коррупцией, у первых сильнее патерналистские, традиционалистские и коллективистские установки, у вторых – инициативность, предприимчивость, готовность к переменам, индивидуализм. «Деревенские» в отличие от «городских» гораздо чаще поддерживают соседские сети общения, но гораздо реже планируют свою жизнь. «Городские» больше учатся и более включены в информационные технологии и т. д.

Получается, что значительная часть горожан не являются носителями городской культуры, функционально важной для классической модернизации. Более того, эта ситуация стабильна – во многом благодаря дачам. Землю в собственности имеет 45% населения страны, а в деревне живет только 27%. Почти четверть горожан занимаются подсобным хозяйством для получения дополнительного натурального или денежного дохода.

В то же время 45% сельских жителей не имеют своей земли, а половина тех, кто имеет, не обрабатывают ее. Это значит, что в условиях низкой мобильности и низкой доступности культурных и образовательных услуг сельская культура деградирует. Типичные «модернистские» качества в деревне характерны как раз для тех, кто обеспечивает себя продуктами питания.