Антипод "Сколково"

Проект международного финансового центра в России начинает приобретать конкретные очертания. Кадровые решения будут довольно четкими. Президент своим распоряжением создал рабочую группу по созданию финансового центра (а группа эта – при совете по развитию финансового рынка, а совет – при президенте) во главе с Александром Волошиным. В группу войдут также чиновники правительства и администрации президента, депутаты, представители финансовых и консультационных организаций (пока что все россияне, но предполагались и иностранцы).

А вот поле деятельности группы очертить трудно. Из прежних выступлений президента и комментариев Волошина следует, что она займется не только развитием финансового рынка в техническом и юридическом смысле. Речь ни много ни мало идет об улучшении инвестиционного климата во всей стране. Рабочая группа будет придумывать и предлагать правительству и президенту меры, направленные на постепенное улучшение финансового, налогового, таможенного законодательства, снижение административных барьеров для развития бизнеса, повышение доверия к судам, улучшение правоприменения, развитие инфраструктуры. Она будет организовывать взаимодействие органов власти, юридических и физических лиц, участвующих в проекте финансового центра.

В каком-то смысле можно рассматривать проект финансового центра как зеркальное отражение Сколкова. Если там закрытый эксперимент с идеальными условиями, то тут – попытка публично разрабатывать условия, которые не сразу станут идеальными, но скажутся на ситуации во всей стране. Шутка ли – группе Волошина предстоит что-то придумать с московскими пробками, например. Или с независимостью судов. Или с милицией.

С одной стороны, создание группы укладывается в популярную российскую привычку множить сущности – пытаться решать вопросы с помощью создания все новых комиссий. Да и пусть бы они множились, если бы работали. С другой стороны, группа Волошина не имеет прямых полномочий управления. В сущности, она будет выполнять функции консультанта и тренера: учить правительство и другие органы власти, как улучшать условия жизни и работы в России. Вопрос в качестве учебной программы и в том, кто и как будет наказывать за невыученные уроки и прогулы.