Мнения
Бесплатный
Андрей Панов
Статья опубликована в № 2642 от 08.07.2010 под заголовком: Аттестат зрелости: Научить благотворительности

Школа должна учить помогать людям

В детстве я не был примерным пионером, но в общественно полезных акциях участие принимал регулярно. Хорошо помню сбор макулатуры и походы в дом престарелых. Даже если изначально речь шла о повинности, мероприятия эти быстро превращались в веселые игры.

Дух состязания заставлял нас зимой преодолевать высокий забор заднего двора «стекляшки» на улице Обручева, чтобы приволочь в школу центнер картона. Награды мы, правда, не получили. Утром бумага оттаяла, и в школе стояла страшная вонь – картон оказался коробками из-под селедки.

Визиты в дом престарелых были чем-то из серии посещения съемочной площадки фильма ужасов. Рассказы о том, что кто-то из ребят видел сиамских близнецов Дашу и Машу, вызывали нездоровое любопытство. С другой стороны, поход 12-летних мальчиков в магазин за килограммом масла, парой батонов хлеба и солью для нескольких старушек вызывал у нас несомненный прилив гордости.

Это был неоднозначный опыт, но коммунистической агитацией там не пахло. Скорее речь просто шла о том, что пионеры (по сути, каждый мальчик и девочка) должны быть хорошими людьми. Коммунизм проиграл социалистическое соревнование, пионеров больше нет, как пережиток прошлого изгнано из школы и добровольно-принудительное воспитание социальной ответственности. Хорошими быть не учат и не заставляют.

Благотворительность (а как еще назвать помощь тем, кто слабее?) стала личным делом каждого гражданина, в которое государство стараются не пускать, а само оно туда и не суется.

На мой взгляд, концепция спорная. Благотворительности нужно учить, ее успешно можно поощрять. Я знаю, что не в состоянии обучить своих детей биологии, химии или рисованию: у меня нет ни сил, ни способностей. Для этого и нужна школа. Точно так же я бы хотел, чтобы школа помогла им научиться помогать другим людям, сделать такую помощь обыденной и привычной. Поиграть с теми детьми – в больнице ли, в детском ли доме, – которым сейчас не хватает внимания и детских игр. А не отдать им свои старые, ненужные игрушки. Помочь социальным работникам, поговорить, выслушать, помочь по дому одиноким, немощным людям. Это не страшно. А в хорошей компании даже весело.

Я не знаю, что лучше – помощь инвалидам своего района или поездка в Камбоджу для восстановления рисовых полей, но современным школам этого очень не хватает. И ведь ездят же студенты Кембриджа учить африканских детей английскому!

Впрочем, детей можно не только учить благотворительности. Иногда с них можно требовать проявления социальной ответственности. Например, при поступлении в университет. Как бы странно это ни звучало в российских реалиях, но хороший американский университет при выборе будущих студентов самое пристальное внимание обращает на любого рода деятельность вне рамок учебы. Работал по пять часов в неделю в библиотеке, организовал сбор пожертвований для африканских детей, помогал реабилитационному центру – без такой строчки в биографии попасть в хорошее место сложно. Жаль, что для России такая система – дело очень далекого будущего.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать