Новая республика без коррупции

«На борьбе с коррупцией к власти Гитлер пришел <...> Давайте не будем возводить борьбу с коррупцией в ранг политической доктрины». Александр Хлопонин, полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе, вице-премьер

Веймарская республика, которую, говоря о Гитлере, имел в виду Александр Хлопонин, конечно, мало чем похожа на нынешнюю Россию: все время полная неразбериха в парламенте, потому что очень много парламентских партий – до 17; постоянно меняющиеся правительства меньшинства – два десятка за полтора десятка лет существования страны; гиперинфляция типа зимбабвийской в начале и плотная зависимость от зарубежного, главным образом американского капитала ближе к концу; всего пять лет «золотых двадцатых», времени относительного благоденствия, прерванных всемирным экономическим кризисом; ну и, наконец, демократическая смена власти. Действительно, победившая национал-социалистическая партия перед выборами обращала внимание на коррупцию, имевшую место в Веймарской республике, но не только же на нее одну.

Хлопонин взяток не берет, мы это от него самого знаем. Может, потому ему и кажется, что это не политическая проблема, а социально-экономическая. Что эффективно бороться с коррупцией можно, развивая независимую судебную систему и институты гражданского общества. Наверное, так. Но, как кажется, не только. Слов-то о независимой судебной системе и гражданском обществе сказано сколько! а сколько принято разнообразных антикоррупционных решений! а как возросла интенсивность международных контактов в связи с борьбой с коррупцией!

Размер взяток же от всего этого пока только растет. Владелец малого производственного бизнеса только что рассказал мне, что откат по контракту на бюджетные деньги достиг 60%.

Как раз наоборот, я бы сказал: надо развернуть по-настоящему, в буквальном смысле политическую кампанию по борьбе с коррупцией – хотя бы по образцу итальянской mani pulite. Это было главное политическое мероприятие 1990‑х, которое даже привело к переименованию страны – сейчас в Италии Вторая республика.

А то сейчас один крупный государственник в частной беседе вполне всерьез с презрением отзывается о другом, не менее крупном: «Ну что это за чиновник! Даже толкового боковика за столько лет работы создать не смог!»