Экономика как помеха политике

Таджикистан и Киргизия просят Россию обнулить экспортные пошлины на бензин. Эта просьба вскрывает глубинные проблемы новорожденного Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, который по задумке должен стать первым шагом на пути к единому экономическому пространству (ЕЭП), нашему аналогу Евросоюза.

Таджикские и киргизские потребители с 1995 г. получали российское топливо без пошлин на основании протоколов к межправительственным соглашениям о создании в СНГ зоны свободной торговли. Теперь в связи с новыми механизмами регулирования внешней торговли Таможенного союза пошлину начали взимать. Экспорт бензина в эти страны упал, топливо подорожало. Началась дискуссия о возможном вступлении их в Таможенный союз, что позволит решить вопрос.

Очевидны административно-географические проблемы. Таджикистан не имеет общей границы с Таможенным союзом и может вступить в него только после того, как вступит Киргизия или Узбекистан. Киргизия границу имеет, но является членом ВТО. Для вступления Киргизии в Таможенный союз это явное осложнение, придется ждать принятия в ВТО России, Белоруссии и Казахстана.

Но это еще цветочки. Представим себе три варианта действий России.

Первый: снова обнулить пошлины и не принять страны в Таможенный союз – значит, сразу же отправить на свалку единые правила внешней торговли для его членов. А ведь пока и внутри союза достаточно исключений, на снятие которых уйдет много времени и сил. Прежде всего это сохранение экспортной пошлины на нефть для Белоруссии, которая начисляется на объемы сверх рассчитанного Россией внутреннего белорусского потребления. Россия угрожает ввести еще и пошлины на газ. Экспортные пошлины внутри союза сохранятся до создания ЕЭП, которое должно заработать с 1 января 2012 г. Есть недоговоренности или переходные периоды по импортным пошлинам на автомобили, по стоимости транзита казахской нефти через территорию России. Пока не решены вопросы единых технических регламентов, оценки качества продукции, сертификации. Предстоит гармонизация таможенного, налогового, арбитражного законодательства.

Второй вариант действий: инициировать принятие Киргизии и Таджикистана в союз с последующим обнулением пошлин. Это будет означать размывание экономических критериев участия в союзе.

Даже внутри союзной тройки есть достаточно рисков для будущего ЕЭП. Для России и Казахстана это, например, зависимость от цен на нефть и спроса на энергоресурсы в Европе и Китае. У Белоруссии ощутимый внешний долг – около 45% ВВП.

В Киргизии и Таджикистане ситуация гораздо хуже. Даже если удастся как-то подтянуть их экономики, они все равно будут оставаться потенциально опасными для общего экономического пространства. К чему приводит преобладание в союзных отношениях политических мотивов над экономическими, мы сейчас можем видеть на примере Греции и ЕС. При том что экономика Греции и экономика Таджикистана – это небо и земля.

Третий вариант: никак не реагировать на просьбы партнеров по СНГ и «Евразэс». В Киргизии гуманитарная катастрофа уже произошла и грозит повторяться регулярно. В Таджикистане социально-экономическая ситуация очень тяжелая. В рейтинге Failed States Index 2010 Таджикистан и Киргизия соответственно занимают 38-е и 45-е места из 177 стран по уровню рисков нестабильности. Эмомали Рахмон только что на саммите «Евразэс» выпросил кредит из антикризисного фонда сообщества в размере $70 млн. Собственно, и возможное участие в Таможенном союзе эти страны рассматривают в расчете на сохранение помощи со стороны «больших» соседей.

Получается, что для России экономический проект интеграции здесь упирается в политический (при всех оговорках о качестве цивилизации, которую мы несем). Политическая декларация о Таможенном союзе и ЕЭП неизбежно связана с многочисленными исключениями из прописанных норм, а экономические результаты принесет непредсказуемые. Политические амбиции российского руководства уходят в отрыв от экономической реальности.