Национальный курс коррупции: пишем вместе

Учиться, когда годы учения уже позади, всегда сложно. Приходится отрываться от работы, терять темп, возможно, терять доходы. Но некоторые знания того стоят. Президентский совет по борьбе с коррупцией постановил прочитать чиновникам специальный антикоррупционный курс. Зачем? Чтобы они лучше проводили антикоррупционные экспертизы, конечно. Зачем же еще? Курс будут готовить, как говорится в сообщении, «ведущие вузы России».

Курсы о коррупции существуют во многих университетах мира. Я даже сам слушал такой курс в одном американском университете, хотя и не работал никогда чиновником. Обычно профессора стараются подойти к проблеме фундаментально. Например, они рассказывают студентам, что если коррупционный показатель страны по индексу Transparency International вдруг изменится от уровня сравнительно «чистого» Сингапура до уровня коррумпированной Мексики, то это будет равнозначно росту налоговой нагрузки на 20% (индекс Сингапура сейчас – 9,2, Мексики – 3,3, у России, кстати, 2,2). Коррупция снижает производительность, снижает приток инвестиций, повышает издержки, создает стимулы к теневым формам ведения бизнеса. От коррупции страдает будущее любой нации, поскольку снижаются вложения в образование, его качество падает. В целом коррупция снижает эффективность любой политики государства, расскажет слушателям профессор. И еще коррупция повышает уровень всеобщей унылости, добавлю я от себя. Индекс унылости мне не известен, но его приблизительный эквивалент можно получить, перевернув рейтинг счастья вверх ногами. В таких рейтингах наше общество обычно находится на уровне ниже среднего или совсем низко – в зависимости от формулировок (вот, например: www.thehappinessshow.com/HappiestCountries.htm).

Будут ли полезны знания такого рода российским чиновникам, которым придется отрываться от службы и почти наверняка терять в доходах? Может быть, перевернуть эту картину? Ведь слушатели, скучающие на лекции, на самом деле ценнейшие эксперты, которые сами должны читать лекции. Профессора же должны только внимательно слушать и записывать. Я даже знаю, как привлечь коррупционеров-практиков к подготовке курса в самое ближайшее время: их нужно арестовать и предать суду. Курс о коррупции должен быть подлинно российским, если угодно – национальным, а без участия практиков он таковым не получится. Поэтому создание такого курса лучше пока отложить. Начать подготовку к его созданию нужно с масштабных арестов коррупционеров, которые прекрасно известны специалистам и даже неспециалистам. Что у нас с делом об откатах за «мерседесы» (www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/06/07/236590)? Что у нас с очевидными для всех расходами чиновников, правоохранителей и их жен?

Некоторые из них могут стать неплохими публичными лекторами, а чтение лекций о технологии коррупции может стать для них стимулом к скорейшему освобождению. Например, кейс для курса – год скидки.

По одному из определений коррупция – это неспособность государства с помощью стимулов направить корыстный интерес в продуктивное русло. Вот и будет стимул.