Дорожный фонд возвращается

Почему 10 лет назад упразднили дорожные фонды? Потому что деньги из них разворовывались.

Почему президент Дмитрий Медведев велел со следующего года возродить дорожные фонды? Чтобы «дорожный» бюджет стал прозрачным – т. е. чтобы деньги не воровали.

Здравый смысл (и практика других стран) подсказывает, что целевые отчисления налогов на ремонт и строительство дорог – действительно правильное решение. Но только при условии, что оно сопровождается публичным обсуждением предстоящих расходов каждого фонда и отчетом о результатах его деятельности. Автомобилисты готовы раскошелиться на хорошие дороги, если будут видеть, что деньги заплачены не напрасно.

Только вот беда – чтобы улучшения были заметными, денег нужно гораздо больше, чем будет в кошельке новоиспеченного дорожного фонда. Минфин в 2011 г. предлагает сократить расходы на строительство и ремонт дорог примерно на 70% от первоначальных планов Минтранса. Остальное должно появиться благодаря повышению акцизов на топливо. Если покупатели бензина не подведут, в фонде в следующем году будет 377 млрд руб.

Это все равно меньше заявки Минтранса. Но главное – значительно меньше того, что реально нужно на дороги. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин оценивает потребность дорожного хозяйства в 1,5 трлн руб. в год. Чтобы собрать такую сумму, цену бензина нужно повысить минимум на четверть. В предвыборном году сделать это явно не получится.

В результате автомобилисты могут оказаться разочарованы: акциз (и соответственно, цена бензина) повысится, дорожный фонд заработает, но ситуация с дорогами заметно не улучшится.

Чтобы народное негодование не вылилось в политическое движение, нужно изменить систему, которая приводит к завышению стоимости дорог. Например, создать при правительстве единый орган по вопросам ценообразования в дорожном строительстве и установить предельно допустимые цены. Так хотя бы сметчики не будут раздувать дорожные бюджеты.