Общество до сих пор не отрефлексировало трагедию "Курска"

Гибель подлодки имела огромное значение для общественной жизни России в последующие 10 лет.

12 августа 2000 г. в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Погибли 118 моряков. Владимиру Путину пришлось лично объяснять родственникам причины трагедии. Командиры Северного флота, организовавшие учения, на которых погиб «Курск», были уволены с флота, но не понесли уголовного наказания.

Какое значение имела гибель подлодки «Курск» для последующих 10 лет жизни российского общества?

Комментирует заместитель гендиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин:

В течение недели после гибели подлодки Курск власть фактически не реагировала на это событие. Это ввело общество в состояние некой растерянности. Когда же спустя время реакция власти все-таки произошла и даже когда месяц спустя прозвучало путинское объяснение «она утонула», это воспринялось российским обществом совершенно нормально. То есть ответной общественной реакции не последовало. Это произошло оттого, что время нашего демократического существования до этого было очень и очень недолгим, выросшее к этому времени поколение не успело воспринять себя как некоторую ценность. Такие важные понятия, как самоуважение, ценность человеческой жизни, так и не были воспитаны.

К тому же еще сильны были законы, по которым строились отношения общества и власти во времена СССР. Поэтому ничего неожиданного в поведении власти российское общество, во всяком случае гражданское большинство, не увидело. Выступления власти покоробили только отдельную прослойку, которая способна себя уважать. Эта прослойка невелика и по сей день. За эти десять лет самоценность среди россиян не повысилась. Общество само себя воспроизводило, вместе с этим воспроизводились и нормы, которые существовали в предыдущих поколениях.

Во второй половине нулевых годов власть начала заигрывать с молодежью, готовить ее под какие-то политические задачи. В той мере, в которой власти удалось охватить молодежь, в новом поколении уже воспитаны несколько другие ценности, например беззаветная преданность лидеру и абсолютно линейное мышление. Те ребята, которые собираются на Селигере, считают, что те, кто не с Путиным, - враги.

Трудно сказать, когда у нас вырастет другое поколение, с высокой степенью самоценности. Да и вряд ли можно говорить о том, что рейтинги Путина и Медведева сильно снижаются. Наши данные не показывают какого-то драматического падения. Они как доллар и евро: колеблются в рамках какого-то определенного коридора и не опускаются ниже некоторой критической черты. Каких-то других лидеров, которые могут с ними конкурировать, мы не видим. Запас стабильности и непотопляемости у наших правителей гораздо больше, чем был у той же подлодки «Курск».