Рост числа сборочных производств не привел к качественному росту российского автопрома

Работающие в России автопроизводители все-таки смогут продлить режим промсборки еще на несколько лет. Минпромторг готов дать такую возможность предприятиям, которые будут выпускать не менее 300 000 автомобилей в год и гарантируют создание в России производства двигателей или коробок передач объемом не менее 200 000 в год, выпуск штамповки и организацию инжинирингового центра.

Таким критериям удовлетворяют немногие: сейчас это альянс «АвтоВАЗа», Renault и Nissan, а в будущем – СП «Соллерса» и Fiat и, возможно, Hyundai/Kia и Volkswagen. Остальные автопроизводители чувствуют себя обманутыми – государство предлагает им заведомо невыполнимые условия. Но в чем обман? Изначально договоры с производителями имели срок окончания действия – семь лет с момента начала работы конвейера. Если кто-то надеялся на продолжение банкета – теперь эти надежды можно похоронить.

Считается, что режим промсборки, введенный правительством в 2005 г., помог привлечь в Россию иностранных автопроизводителей – в стране открылось несколько новых заводов. Но заводы открывались и до этого – принадлежащий Renault «Автофрамос» заработал еще в 1999 г., а завод Ford под Санкт-Петербургом – в 2002 г. Приход иностранцев стимулировал скорее рост российского авторынка на десятки процентов в год. Промсборка же, позволявшая получить практически нулевые пошлины на ввоз автокомплектующих в обмен на обещание построить здесь завод мощностью всего-то 25 000 машин в год, просто позволила на год-два ускорить процесс.

О достигнутых результатах чиновники могли с пафосом отчитываться перед публикой, но с точки зрения экономики эффект был мизерным – ведь сборка создает совсем небольшую добавленную стоимость. Основная же стоимость создается в разработке машины, управлении брендом, а также в производстве компонентов (причем в основном из местного сырья). С этим-то и проблема. Ничего разрабатывать в России иностранцы не собирались, а объемы действующих предприятий слишком малы для того, чтобы производители узлов и агрегатов пришли в Россию за своими потребителями – последним, чтобы окупить инвестиции, необходимо выпускать эти узлы сотнями тысяч.

Минпромторг сейчас просто пытается исправить ошибку, допущенную пять лет назад Минэкономразвития. Не исключено, что слишком поздно: многие поставщики компонентов уже построили заводы в Восточной Европе, которые тоже надо чем-то загружать.