Авторитарным правителям по определению нелегко договориться

«Куда деваться, мы в одном союзе, мы братские государства!» Дмитрий Медведев, президент России

Этот вздох отчаяния вырвался у президента России посреди обсуждения важнейшего вопроса – как накормить россиян гречкой. В отличие от пшеницы и картошки, которые все-таки культивируются много где в мире и, следовательно, их несложно купить, пусть и дорого, гречка – российская национальная культура. Ее, правда, еще культивирует Китай, но там, говорят тонкие ценители, гречка не та. Невкусная. И в Германии, где, в принципе, тоже растят гречку, – не та, невкусная.

А вот в Белоруссии – практически такая же, как у нас. То есть если бы белорусы были благосклонны, российские едоки гречневой каши не заметили бы подмены.

Но, увы, Белоруссия и лично Александр Лукашенко глубоко обижены на российское руководство. Оно не позволяет Белоруссии бесплатно пользоваться российской нефтью, к которой Лукашенко так привык, – несмотря даже на то, что Россия и Белоруссия входят в один и тот же Таможенный союз. Именно поэтому Белоруссия пользуется любыми поводами, чтобы повести себя точно так же, не по-союзнически. Может, та же история будет и с картофелем, поглядим.

Про плюсы и минусы Таможенного союза для бывших советских республик сказано уже немало, не стану повторяться. Интересней эмоциональная реакция президента Медведева, которая многое говорит о настроении в российской власти в связи с необходимостью так или иначе ладить с белорусами и лично Александром Лукашенко. Обычно люди, собравшиеся делать общее, и в особенности сложное, дело, готовы на множество уступок, лишь бы что-то двигалось и совершалось. Медведевское же высказывание выглядит скорее как причитание жильца коммунальной квартиры, обнаружившего, что соседи в очередной раз не соблюли правила пользования общими удобствами.

Авторитарным правителям, к числу которых относится и российское, и белорусское руководство, трудно или даже вообще невозможно договориться: сама суть авторитаризма не допускает существования чьих-то иных правил, кроме собственно властителя. Дополнительно ухудшает ситуацию общее советское прошлое, в котором, как сейчас ошибочно кажется, братские народы всегда спешили на помощь друг другу.